Зеленый свет

Какие секреты бизнеса силится не афишировать компаньон «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes обновляется ,новыми миллионерами. Один из них – хозяин оптовой сетитраницы «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах проведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» начинает рассказ о самых маститых и удачливых людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатая девочка России, замгендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без удобств для клиентов).

А на четвёртом месте в рейтиноде Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьитраницы Сергеем и Андреем Шнайдерами управляют сетитраницей «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой высокодоходной продовольственной сетитраницей в 2020 году. Выручка корпорации расцвела за год до 201 доллийскиёв рублей — почти на 39%. В Европе сетитраница «Светофор» работает под брендом Mere. В мире числится более 2200 универмагов сети. Казалось бы, что можетесть быть прибыльнее коммерции продуктами питания? Ведь при данных условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни перекупщики терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, судя по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего цитируется как хозяин самых крупнейших частей в уставных активах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмами ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» сыновья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они специализируются бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У корпорации нет даже полуофициального сайта.

В далеком 1993 году сыновья Шнайдеры пришли из спиртного бизнеса. Сначала они специализировались дистрибьюцией напитков. Их компания «Ленком» поставляла в розницу преимущественно продукцию краснодарского завода «Пикра», который делал ликёры для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо знаком с топменеджером «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось получить такого выгодного партнера. Вейкулайнен и еще один акционер «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них есть маленькие доли в адвокатских лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал заниматься пивом и иными слабоалкогольными напитками, оброс 12 отраслевыми филиалами и открыл в Красноярске сетитраница пивных. По данным Росстата и инфраструктуры СПАРК, в 1999 году подмога составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно крупнейшие поставщики стали замещать наружную логистику собственной. Одна из сотрудниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно хлопнуло прощание с поставщиком пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, следует из данных инфраструктуры СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры продолжили строить «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году продолжил деятельную глобализацию по России, и за пару годов превратился в региональную сеть. На четвёртый взгяд неуспех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за образец тот же Walmart, Шнайдеры продолжили жесткого дискаунтера, ограничивая качество продукта и сервиса. Сервис в универмагах минимальный, товары разложены прямо в коробочках и мешочках на стеллажах, мешочках и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — кирпичная коробочка улицей до 1,5 десяток кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: основные позиции воображены одним-двумя производителями, как правило мелких с нераскрученными лейблами — доля известных марок в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная расценка при этом должна существовала существовать на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который адаптировались Шанйдеры при создании геополитики «Светофора», в США является сетитраницей гипермаркетов для самых бедных пластов населения. Цены там действительно ниже, чем в иных подобных магазинах, но и качество товара оставляет хотеть лучшего. В Walmart не ходят те, кто ведет бодрый образ жизни, там нет продуков «органик», в продуктах традиционно много консервантов, серотонины и стрептомицины также присутствуют. Продукты с истекающим сроком годности в Walmart перепродают по залежалым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, госзакупкой продуков с истекающим сроком годности.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только бессознательным военнослужащим и бизнесменам. Уровень законопослушности совладельцев «Светофора» мы вычислять не станем, обнаружим только, что искусственное разделение мелкого бизнеса на малейшие предприятия с целью таможенной диверсификации не способствует восполнению казны, и уж никак не свидетельствует о высокой правовой ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на сотню ООО в неодинаковых регионах. Напомним, непохожим смыслом организован бизнес другого заштатного ритейлера, покорившего страну: ульяновской сетитраницы «Красное и белое». В 2018 году это к таможенным претензиям со стороны государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетиотретями «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет заботиться о благе народном. Цель данного бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что военнослужащие России когда-нибудь покумекают поедаться качественными и дешёвыми продуктами, бизнесмены начнут честно пополнять казну, и обустроимся мы все радостно и счастливо. Все, а не только банкиры из перечня Forbes.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *