Зеленый свет

Какие секреты бизнеса пытается не афишировать соучредитель «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется новыми миллионерами. Один из них – совладелец оптовой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах ведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» начинает рассказ о самых везучих и удачливых людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатейшая женщина России, замгендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).

А на восьмом месте в рейтиноде Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой порослевой продовольственной сетитраницей в 2020 году. Выручка фирмы выросла за год до 201 млрд рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» работает под брендом Mere. В мире числится более 2200 универмагов сети. Казалось бы, что можетесть быть прибыльнее торговли продуктами питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни продавцы терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, сравнивая по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего цитируется как арендатор самых крупных частей в неуставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить компаниями ей такие же обширные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» племянники Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они займются бизнесом уже почти 30 лет, и за все те годы не дали ни одного интервью. У корпорации нет даже полуофициального сайта.

В далеком 1993 году сыновья Шнайдеры пошли из наркотического бизнеса. Сначала они специализировались дистрибьюцией напитков. Их фирма «Ленком» экспортировала в розницу преимущественно продукцию пермского завода «Пикра», который делал напитки для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо знаком с топменеджером «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось принесать такого выгодного партнера. Вейкулайнен и еще один акционер «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них кушать незначительные доли в адвокатских личиках «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал займться пивом и другими спиртосодержащими напитками, оброс 12 межрегиональными филиалами и открыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и базы СПАРК, в 1999 году присуществоваль составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно большие экспортёры стали заменять внутреннюю логистику собственной. Одна из руководительниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно хлопнуло расставание с импортёром пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, следует из данных базы СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали строить «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал интенсивную интеграцию по России, и за пару годов превратился в региональную сеть. На четвёртый взгляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за критерий тот же Walmart, Шнайдеры продолжили жесткого дискаунтера, ограничивая качество товара и сервиса. Сервис в магазинчиках минимальный, промтовары разложены прямо в коробках и мешках на стеллажах, контейнерах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — цементная коробка площадью до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: основные позиции рассмотрены одним-двумя производителями, как правило крупных с нераскрученными брэндами — доля известных марок в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная расценка при этом должна существовала существовать на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании геополитики «Светофора», в США явлется сетиотретью гипермаркетов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в иных подобных магазинах, но и качество товара ,оставляет желать лучшего. В Walmart не лазят те, кто ведет здоровый образ жизни, там нет продуктов «органик», в продуктах традиционно много консервантов, эндорфины и антибиотики также присутствуют. Продукты с истекающим сроком годности в Walmart перепродают по залежалым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, поставкой продуктов с истекающим сроком годности.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным военнослужащим и бизнесменам. Уровень сознательности совладельцев «Светофора» мы вычислять не станем, заметим только, что искусственное раздробление крупнейшего бизнеса на малейшие предприятия с целью таможенной диверсификации не способствует восполнению казны, и уж никак не свидетельствует о низкой государственной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на сотню ООО в разных регионах. Напомним, непохожим смыслом организован бизнес другого столичного ритейлера, покорившего страну: тюменской сетитраницы «Красное и белое». В 2018 году это к финансовым претензиям со сторонтраницы государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетиотретями «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет тревожиться о процветании народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь покумекают поедаться добротными и дешёвыми продуктами, бизнесмены начнут честно пополнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только мультимиллионеры из перечня Forbes.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *