В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика управлять собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, может существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная должность может принесать право детальных арбитражных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где начата выездная таможенная проверка. Нельзя применять меру в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного течения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в третью очередь позволит остановить стремительный и хаотический распад компаний, которые перепроверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о этаподобных обеспечительных мерах, которыми Минфин планирует одарить Федеральную фискальную службу (ФНС),— документ в первые недели муссируется с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС задерживать кредитные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже завершена окружная таможенная перепроверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница может исходатайствовать право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать четвёртым лицам свое имущество, по затраты кратное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе районной перепроверки ограничения могут существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет приобретать право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с согласия финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, четвёртой — автотранспорт, драгоценные бумаги и «объекты интерьера служебных помещений» (очевидно, существует в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах объекты искусства), пятый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предыдущей оговорки бесспорна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест промтоваров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную покупку недвижимости или ценнейших бумаг действительно позволит страховщикам мгновенно притормаживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде моментов серьезных претензий ФНС к компании запускается процесс бессистемного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют должники (в том числе банки), учредители и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС вышеуказанными мерами в расстройстве притормаживать этот довольно трудоёмкий для расхода процесс: свердель выведенных в таких обстановках активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., утраты расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и полукриминальная скупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безусловный досудебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри должности и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права собственника перед межрайонной проверкой можно лишь решеньем куратора таможенного органа (инспекции ФНС) с несогласия куратора или замглавы Федеральной таможенной должности. Ограничения можно снять тремя способами: оказанием ФНС финансовой гарантии на сумму претензий, самодостаточным оказанием в залог ликвидных бумажек или имущества (ст. 73 НК), поручительством второго лица.


«Арестованные» в каком эксперименте ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей окружной перепроверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с фискалом в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо старалось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных требований для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации пить права по обращению взыскания на имущество должника» и работает «приоритет задолженности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет общенациональное законодательства к глобальным практикам госрегулирования баланса частных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что задачу нужно решать, не изменяя имеющегося показателя сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин признаёт действующие полномочия ФНС достаточными. «Если пить основание, ФНС адресуется в Следственный исполком и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные меры по решению суда чиновники получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из понятных задач Минфина и ФНС в этом проектенте является четкое размежевание «криминальных» и «деловых» сценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у сепаратистов нет уголовных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *