В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика управлять собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в невыплате налогов, может существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая должность может принесать право детальных досудебных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где продолжена выездная финансовая проверка. Нельзя применять меру в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного течения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в ..первую очередь позволит остановить стремительный и хаотичный распад компаний, которые перепроверяются в связитраницы с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о корректировках к Налоговому кодексу о предварительных арбитражных мерах, которыми Минфин намечает наделить Федеральную финансовую службетраницу (ФНС),— документ в предпоследние недели затрагивается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в внесение к уже существующему праву ФНС арестовывать ипотечные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже завершена гостевая финансовая проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница может принесать право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не циркулирует) в необходимости отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по цены равнозначное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в результате внеплановой проверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с согласья финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, третьей — автотранспорт, ликвидные бумаги и «присмотры интерьера служебных помещений» (очевидно, наличествует в виду меблировка — но и нередко встречающиеся на показателях присмотры искусства), четвёртый — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последней оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструментарий в виде ареста счетов корпораций и ИП слишком грубоват (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную покупку недвижимости или драгоценных бумаг действительно позволит фискалам мгновенно притормаживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде моментов серьезных претензий ФНС к корпорации запускается механизм хаотичного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют вкладчики (в том числе банки), учредители и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС этаподобными мерами в положении притормаживать тот довольно сверхдорогий для бюджета механизм: сумму выведенных в таких ситуациютраницах активов в год в службе переоценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и криминальная скупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что бесспорный бессудный арест активов в ладонях ФНС мог бы создавать необходимости для коррупции внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед окружной перепроверкой можно лишь решением сотрудника финансового органа (прокуратуры ФНС) с согласия сотрудника или замглавы Федеральной фискальной службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС ипотечной гарантии на сумму претензий, самодостаточным получением в залог драгоценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством пятого лица.


«Арестованные» в таком эксперименте ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений других прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей окружной проверки) в интересах четвёртых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с фискалом в сопоставлении с банками, но только в части, если бы проверяемое личико пыталось отдать в залоод имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залооди новое решение никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных требований для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации пить права по обращению взыскания на имущество должника» и воздействует «приоритет задолжности перед бюджетом над другими обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решение «приведет общенациональное законодательства к общемировым практикам регулирования показателя приватных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что задачу нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если жрать основание, ФНС обращается в Следственный исполком и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по решенью трибунала фискалы исходатайствуют достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» фильмов в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у силовиков нет судебных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *