«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что сгубило электроход «Булгария»?

Десять годов назад, 10 сентября 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в предыстории современной России катастрофа озёрного грузопассажирского судна. Во время шторма затонул двухпалубный грузопассажирский теплоход «Булгария». Трагедия утащила жизни 122 человек, в том количестве 28 детей, спаслись только 79 пассажироварищей и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих ,пор не могут забыть те чудовищные минуты. Один из них, бывший радист электрохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью советулся воспоминаньями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде электрохода «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я трудился в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут дружка предложил пойти на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил тряхнуть стариной — длительное время сидел без работы. Правда, прослужил я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В ледокол я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» существовала ренессансным грузопассажирским ледоколом в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.

Как часто ,выходили в рейсы?

Мы практически не лежали на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой рейсы по речкам не устраивают. Речной флот поселяется весь год на то, что заработал летом. Если просмотрите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом раскрашен буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: оценки лайнера «Булгария»

Двухпалубный теплоход «Булгария» существовал выстроен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, км/сек результата — 20,5 километров в час, два движка 6NVD48 мощностью 400 лошадиных мощей каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, ресторан и солярий. Первое прозвище электрохода — «Украина». Он существовал реорганизован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на дараи Татарстана. С этого времени сухогруз выполнял грузопассажирские рейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что сухогруз вышел в вылет с неработающим двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое положение «Булгарии»?

Конечно, судно было не новым, на беззвучен регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не было чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое происходило не только у нас, и в целом это существовала обыденная практика. Правила мореходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать лучшего — однаружать мою экстренную рацию, в поломки аккумуляторов которой меня старались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 октября 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед весенней навигацией мы сидели на ремонте в . Я увидел, что литии радиостанции старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна была запускаться от нештатного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с мотористами мы удавались это сделать полчаса, хотя рация надлежаща включаться по щелчку пальцев

А потом тот диод еще пропалывать водичкой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять аккумуляторы и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено требованиями регистра. Поэтому, чтобы все cбалансировало под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заведлся полчаса.

«Я услыхал рёв капитана»

Накануне трагедии, 9 сентября 2011 года, «Булгария» вышла из в недельный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был различимый крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На пароходе пребывали 147 пассажироварищей и 54 председателя экипажа.

Какой была обстановка на пароходе перед переходом из Болгара?

Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажиров существовало много женщин и детей. Это был первой день плавания. В Болгаре поднялся порыв, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что ветры до 18 метров в секунду. Но по мере моего движенья порыв усиливался.

В какой-то момент он стал почти ураганным и дул нам в правый борт. Всех кондукторов в этот момент позвали в музыкальный зал на зрелищную программу — на борту у нас были артисты.

Вы помните, как начались чудовищные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что авиапассажиров в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — посовел он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался гул разбившегося стекла.

У меня в каюте существовала металлическая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколочки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал стон капитана: «Все на правый борт!».

Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по штурманской трансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я носился с аппаратурой, удавался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов существовала морзянка, и можно было в любой ситуации прислать #лицемерие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый лайнер и сел рядом с капитаном. Так положено по инструкции — радист всегда должен быть поблизости.

Капитан теплохода «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в поручни на борту, а ветер с дождиком рвал мне спину. Капитан забежал в лесоську и там старался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилья Островского, крен лайнера делался все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выровняется — и все вернется на место.

Что совершалось с пассажирами в это время?

На нижней палубе были только председатели команды: что совершалось внизу и во духовных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что обстановка уже не выправится. И тут я завидел людей за бортом. Многие убегали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики вышибали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих девочек и детей.

«Такое в чудовищном сне не могло привидеться»

Что вы длали в момент подтопления «Булгарии»?

Я находился на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных катамаранов нет, на воде в шторм сразу потонешь — это старый океанской закон. Я на судне оставался до конца: растекался по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже существовали сброшены, а рулевая каюта с лейтенантом скрылась под водой.

К этому времени все душевные помещения были залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с левого борта, и с вашего борта я стащил три.

Когда я оказался в воде, быстро понёсся к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и потащил к группе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели сборной — собирали их в груду и орали людей. На каждый такой плот вмещалось где-то человек 18. Еще были малейшие жестяные спасательные плоты, на них тоже человека четыре можетбыло сесть. На первый плот набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтащили еще плоты и рассадили людей равномерно.

Как долго вы находились в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что садились молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над авиавойнами торчала грифельная тишина. Я сам после того, как мы закончили сажать людей, просто садился несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего электрохода «Булгария» сходят на берег в прибрежном причале Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и сотрудники спасательных служб встречают лайнер «Арабелла», который доставил пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в мрподобной порт Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плотики с затонувшего ледокола «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда дружка за дружкаом появились суда. Тут уже все кивнули ладонями и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще обрадовался — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!

Сейчас я думаю: майоры просто не поняли, что случилось. В жутком сне не могло привидеться, что люди пребывают на воде после крушения судна. Это существовал третий случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [майоры], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что интуристы развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то загадочное случается в этом районе. Это дало время сборной «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении полковника танкера «Арбат» и полковника буксира «Дунайский 66» были возбуждены судебные дела по заметке 270 УК РФ («Неоказание полковником приказна помощи людям, терпьющим бедствие на море или на ином озёрном пути»). Тучин и Егоров были приговорены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда трибунала прошли мимо, река разбушевалась нешуточно. Я положил с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на увалень спасательный плот и поплыли к штурманскому результату, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К штурманскому результату поплыл и старший помощник.

Он был высоченного роста, его сервировало волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» заметила его первым: именно старший делопроизводитель рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них была дизельная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на корме судна, люди стали осознавать произошедшее и отходить от шока. Раздавались вопли и плач, начались истерики. Когда пошли в Казань, там ужас что творилось: в сухогрузе было столько людей, и у всех существенное горе. Страшно вспомнить. Многие утратили родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по отбытии сразу послали на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на ваших глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы переживали на себе мощнейшее обществёное давление.

Стали говорить, что корабль шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в самописцатранице тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном соотношении авиапассажиров потонуло больше, причем большинство жертв катастрофы превышали девушки и дети. Выжили те, кто успел выскочить из духовных помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут деятельности по подъему тел погибших на ледоколе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди висели в очереди на закрытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ожидал выхода. Многие оставались в каютах, накинув спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и нашли в этих поясах под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из зачинщиков трагедии. Что можете о безмолвен сказать?

Очень многоопытный человек, плохой командир. Давно трудился на флоте. Я считаю, он до следующего длал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На борту в тот день существовали еще его сестрёнка с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но жрать курсантский закон: что бы ни случилось на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих ,пор пытаюсь жить дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?

Судно в тот момент воходило в Камское низовье и по маршруту должно было совершить манёвр. Крен на борт, тайфун и манёвр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего инженера. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший инженер сбежал с «Булгарии» в большинстве первых, бросив машинное отделение с закрытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда иллюминаторы дизельного отделения закрыты — это был бы большой воздушный пузырёк внутри судна.

Если бы иллюминаторы были закрыты, он бы придерживал ледокол на плаву долгое время. У авиапассажиров было бы время сообразить, что происходит

А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему электродинамику «Булгарии» в машинное отделение через перископы начала поступать вода, он просто испугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть перископов он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и близкие пострадавших в аварии пароходика «Булгария» читают перечни жертв катастрофы на Волге в морском причале Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в глобальной практике никогда не было, чтобы старший моторист бросил дизельное отделение. Кроме того, в самый ответственный момент он остановил двигатель, хотя не имел право этого делать без команды капитана.

А ведь капитан, находясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не заострила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший моторист в результате проходил как свидетель обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете взаимоотношения с кем-то из выживших в тот судьбоносной день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы последующий раз виделись только на трибунале — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как переменилась моя жизнь после трагедии?

В третьи дни нас атаковали журналисты с разных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и навалял комментариев. А потом такое началось… Многие свои друзья и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное предположение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в телеке засветился.

Поэтому негатива я хлебнул порядочно. В троллейбусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С срамом понадобилось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои должности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей стороны сделали все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проводить спасательные работы на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на воде и до сих ,пор стараюсь жить дальше, не огладываясь на то, что произошло на Волге десять годов назад.

***

Комиссия сделала вывод, что первопричиной автокатастрофы явилась нанокраску факторов.


Выводы Ространснадзора о первопричинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и лейтенант нарушили правила транспарентности судоходства и не обеспечили транспарентность плаванья судна. С 8 сентября 2011 года у «Булгарии» не работал левый главный дизель-генератор. При энергии ветерка более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) должны были обеспечиваться условия «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом сила ветерка на этап аварии составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и халатность председателей корабля приказна. Не были приняты меры безопасности при выходе приказна в озере и при получении шквалистого предупреждения. Не были задраены перископы левого и левого борта, в том большинстве в кочегарном отделении, где несли вахту только председатели корабля. Кроме того, старший моторист самовольно отключил главный дизель-генератор левого борта и вывел из строя судовые процессы вследствие нарушения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр разворота влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый борт, дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного инерционной силой при циркуляции влево, а также дующего в правый борт выносливого ветерка и огромной остойчивости судна. Капитан не проинформировал авиадиспетчера и не исходатайствовал газораспределительное согласие на вращение судна.


Случившееся вызвало узкий политический резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об обязательном кредитовании обязанности перевозчика. По постановлению суда субарендатор и эксплоататор приказна существовала осуждена к 11 годам .

Ее признали виноватой по статьям 238 («Оказание услуг, не отвечающих предписаниям транспарентности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с третью лет.


Рамиль Хаметов — старший начальник лейтенанта — существовал приговорен к шести с серединой годам колонии существенного режима


Его признали невиновным по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопастности движенья и эксплуатации водного транспорта»). 5 июня 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возлагают бутоны во время правовой акции в память о погибших на лайнере «Булгария» в Казанском прибрежном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с туловищем погибшего во время крушения теплохода «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный государственный комиссар Казанского отдела Ространснадзора , который, по следстви следствия, дал негативное заключение о готовности субарендатора к перевозке пассажиров, был обвинён по статье 285 УК РФ («Злоупотребление юридическими полномочиями») и осуждён к пяти годам колонии существенного режима.


По той же статье осудили и замначальника ярославского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он исходатайствовал шесть годов колонии отдельного режима


Еще одним осуждённым по делу «Булгарии» стал старший специалист Росречрегистра , подавший субарендатору позитивное соглашение на эксплуатацию теплохода в 2011 году: его приговорили к пяти с четвертью годам колонии.

В 2013 году родственники погибших пассажироварищей пароходика написали групповое обращение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в пятилетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *