«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в аварии на Волге погибли 122 человека. Что сгубило пароходик «Булгария»?

Десять годов назад, 10 октября 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в биографии совремённой России авиакатастрофа озёрного пассажирского судна. Во время урагана затонул двухпалубный грузопассажирский теплоход «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не можетесть забыть те ужасные минуты. Один из них, новоиспечённый радист ледокола «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью советулся воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в сборной электрохода «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут друг предложил пойти на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил затрясти древностью — продолжительное время усаживался без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В теплоход я влюбился. Он существовал выстроен в Чехословакии, попрошен красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» существовала класическим грузопассажирским сухогрузом в стиле ретро: корабль-праздник, с мелодией и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не висели на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой рейсы по речушкам не устраивают. Речной флот проживает весь год на то, что заработал летом. Если поглядите сегодня график данного грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики пароходика «Булгария»

Двухпалубный пароход «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, км/ча хода — 20,5 километров в час, два дизеля 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне был музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое названье лайнера — «Украина». Он был переназван в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на зоне Татарстана. С этого времени лайнер выполнял грузопассажирские рейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что пароход вышел в перелёт с неисправным двигателем. Почему? Каким вообще существовало технологическое расстройство «Булгарии»?

Конечно, судно было не новым, на нем регулярно проводившывались ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не было чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое происходило не только у нас, и в целом это была привычная практика. Правила мореходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать лучшего — взять нашу экстренную рацию, в неисправности аккумуляторов которой меня старались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 сентября 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед зимней навигацией мы высились на ремонте в . Я увидел, что выпрямители рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна существовала запускаться от экстренного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с инженерами мы силились это сделать полчаса, хотя радиостанция должна включаться по шлепку пальцев

А потом этот электродвигатель еще обливать водичкой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять литии и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено требованиями регистра. Поэтому, чтобы все cбалансировало под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который дёргался полчаса.

«Я услышал визг капитана»

Накануне трагедии, 9 сентября 2011 года, «Булгария» вышла из в трёхдневный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был заметный крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На лайнере пребывали 147 пассажиров и 54 председателя экипажа.

Какой существовала атмосфера на теплоходе перед выходом из Болгара?

Теплоход существовал забит практически под завязку, среди пассажироварищей существовало много женщин и детей. Это существовал пятой день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 ярдов в секунду. Но по мере моего вращения ветер усиливался.

В какой-то момент он стал почти ураганным и дул нам в левый борт. Всех пассажироварищей в этот момент позоли в вокальный зал на досуговую программу — на лайнере у нас были артисты.

Вы помните, как начались жуткие события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что пассажиров в столовки почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри послышался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была пластиковая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал вопль капитана: «Все на правый борт!».

Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по вахтенной трансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я носился с аппаратурой, ,пытался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в данной ситуации передать сообщение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый фальшборт и встал рядом с капитаном. Так положено по рекомендации — радист всегда должен быть поблизости.

Капитан сухогруза «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как ухватился в поручни на борту, а ветер с дождем разрывал мне спину. Капитан забежал в рубку и там удавался забрать судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен пароходика превращался все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выровняется — и все вернется на место.

Что происходило с кондукторами в это время?

На нижней палубе были только председатели команды: что начиналось внизу и во душевных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидал людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики выламывали иллюминаторы, подпрыгивали сами, спасали своих девочек и детей.

«Такое в чудовищном сне не можетбыло привидеться»

Что вы длали в миг подтопления «Булгарии»?

Я находился на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в тайфун сразу потонешь — это старый сухопутной закон. Я на судне оставался до конца: полз по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже существовали сброшены, а рулевая порубка с лейтенантом скрылась под водой.

К тому времени все внутренние помещения были залиты водой. Мы смогли сдёрнуть четыре спасательных плота с левого борта, и с своего борта я недобросил три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и потащил к группе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели сборной — отбирали их в груду и рассаживали людей. На каждый такой плотик помещалось где-то человек 18. Еще были малые титановые спасательные плотикы, на них тоже человека четыре можетбыло сесть. На второй плотик набилось очень много людей, он опрокинулся под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плотикы и рассадили людей равномерно.

Как долго вы пребывали в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в каком шоке, что садились молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами торчала могильная тишина. Я сам после того, как мы завершили усаживать людей, просто сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме досуга — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего лайнера «Булгария» сходят на бережок в океанском порту Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и руководители спасательных служб встречают лайнер «Арабелла», который доставил пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в морской порт Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плоты с затонувшего ледокола «Булгария» на бережку Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из забытья мы вышли, когда друг за другом вышли суда. Тут уже все замахали ладонями и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые глядели на нас. Я еще обрадовался — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж рты выпучили — как так!

Сейчас я думаю: полковники просто не поняли, что случилось. В чудовищном сне не можетбыло привидеться, что люди находятся на воде после крушения судна. Это был четвёртый случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [полковники], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что паломники развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали радиосигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то непонятное совершается в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении полковника траулера «Арбат» и полковника толкача «Дунайский 66» существовали возбуждены судебные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание капитаном приказна помощи людям, терпящим несчастье на море или на ином водном пути»). Тучин и Егоров существовали приговорены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда трибунала прошли мимо, река разъярела нешуточно. Я взял с собой Рената — одного из пассажиров, мы сходы на малый спасательный плот и заскользили к штурманскому ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К штурманскому ходу заскользил и старший помощник.

Он был высокого роста, его накрыло волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» обнаружила его первым: именно старший помощник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» стащили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали попить и попить, выдали телефоны, чтобы перезвонить с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали осознавать произошедшее и отходить от шока. Раздавались стоны и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там испуг что творилось: в причале было столько людей, и у всех существенное горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по прибытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на ваших глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, припоминали каждый день. А еще мы испытывали на себе мощнейшее политическое давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в аварии тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в рублёвом соотношении пассажиров утонуло больше, причем большинство жертв катастрофы составляли девочки и дети. Выжили те, кто успел выползти из наружных помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему туловищ погибших на пароходике «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди висели в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ожидал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и нашли в этих кушаках под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из зачинщиков трагедии. Что можете о беззвучен сказать?

Очень опытнейший человек, плохой командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до первого делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На лайнере в тот день были еще его сестра с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но пить армейский закон: что бы ни произошло на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор удаюсь жить дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла та трагедия?

Судно в тот миг входило в Камское низовье и по маршруту надлежаще было совершить красныйв. Крен на борт, тайфун и красныйв — нанокраску факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего инженера. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший инженер сбежал с «Булгарии» в числе первых, бросив дизельное отделение с закрытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда иллюминаторы дробильного отделения закрыты — это существовал бы огромной воздушный пузырь внутри судна.

Если бы мониторы существовали закрыты, он бы придерживал ледокол на плаву длительное время. У пассажироварищей существовало бы время сообразить, что происходит

А сборная успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему механику «Булгарии» в дизельное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто испугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть перископов он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и близкие пострадавших в самописцатранице теплохода «Булгария» читают формуляры жертв самописцатраницы на Волге в мрподобном порту Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в глобальной практике никогда не было, чтобы старший электрик бросил котельное отделение. Кроме того, в самый ответственный момент он настиг двигатель, хотя не имел право этого делать без команды капитана.

А ведь капитан, находясь на мостике, вел «Булгарию» на отмель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская спецкомиссия почему-то вообще не закруглила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший инженер в результате проводил как очевидец обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот фатальной день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы предпоследний раз встречались только на суде — после этого даже случайно не приходилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В первые дни нас атаковали корреспонденты с разнообразных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и надавал комментариев. А потом такое началось… Многие свои дружки и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное убеждение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в телеке засветился.

Поэтому позитива я глотнул порядочно. В автобусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором понадобилось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои должности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей стороны попросили все, что могли. Позже судоводительская спецкомиссия установила: проведять спасательные работы на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на водичке и до сих пор пытаюсь жить дальше, не оборачиваясь на то, что приключилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия попросила вывод, что причиной автоаварии пришла нанокраску факторов.


Выводы Ространснадзора о причинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и лейтенант нарушили правила безопасности мореплавания и не обеспечили безопасность плавания судна. С 8 октября 2011 года у «Булгарии» не трудился левый главный дизель-генератор. При энергии ветерка более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) должны существовали осуществляться требования «Информации об остойчивости и устойчивости судна». При этом энергия ветерка на момент автокатастрофы состовляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и недисциплинированность председателей экипажа приказна. Не были приняты меры безопасности при переходе приказна в водохранилище и при получении девятибалльного предупреждения. Не были задраены отсеки левого и левого борта, в том числе в моечном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший электрик самовольно выключил главный дизель-генератор левого борта и выводил из строя судовые автоштрафы вследствие неисполнения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр разворота влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый лайнер, дополнительно возникающего крена на правый лайнер, вызванного инерционной силой при циркуляции влево, а также дующего в правый лайнер крепчайшего порыва и большой парусности судна. Капитан не осведомил диспетчера и не исходатайствовал диспетчерское разрешение на вращение судна.


Случившееся вызвало широчайший социальный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об факультативном страховании подотчётности перевозчика. По решению суда субарендатор и эксплуататор приказна была осуждена к 11 годам .

Ее признали виноватой по статьям 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с спискамтраницей лет.


Рамиль Хаметов — старший адъютант лейтенанта — был осуждён к шести с четвертью годам колонии отдельного режима


Его признали невиновным по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движенья и эксплуатации озёрного транспорта»). 5 октября 2015 года срок Хаметова уменьшили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возлагают цветы во время государственной облигации в память о погибших на лайнере «Булгария» в Казанском мрподобном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения ледокола «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный государственный констебль Казанского отдела Ространснадзора , который, по версии следствия, дал отрицательное соглашение о боеготовности субарендатора к доставке пассажиров, был осужден по статейке 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии существенного режима.


По той же статье осудили и зам.начальника нижегородского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он принесал шесть годов колонии отдельного режима


Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , выдавший субарендатору позитивное заключение на эксплуатацию электрохода в 2011 году: его приговорили к пяти с третью годам колонии.

В 2013 году родственники погибших авиапассажиров теплохода написали индивидуальное заявление к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в трёхлетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *