Со страной на паях – 3

Кого кормят росийские станкостроение и разноцветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о международных корпорациях с государственным участием. На тот раз в центре внимания оборонные отрасли: проектирование самолётов, автомобилей и изготовление разнокаратных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием социалистического авиапрома? И как изготовление титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым государством в 1990 году. В результате примерно треть акций осталась в муниципальной собственности, остальное поделили между трудовым коллективом и предприятиями-партнёрами. Однако незначительных дивидентов никто из третьих кредиторов не увидел. В конце 90-х КамАЗ увяз в кризисе неплатежей и существовал чуть ли не на реальности банкротства. Оставшиеся без пенсии крестьяне по дешёвке скупили свои акции. Так же перевелись и юрлица. В результате бумаги оказались в руках каких-то мутноватых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед кредиторами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили бизнесменов трансформировать долги в акции. В итоге сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые кредиторы стали ими поневоле. Так что окончательный делёж толикой существовал неизбежен.

В конце концов акций в размере 49,9% достался «Ростеху». С иной стороны, свою толику увеличивал германский автоконцерн Daimler. Сейчас ему владеет 15% акций. Остальное то и дело распределялось между офшорами и популярными конторами. В неформальной прессе фигурировали слухи, что через оффшоры акции КамАЗа пытались торговать структуры, связанные с знаменитым музыкантом Сергеем Ролдугиным. Однако в результате в погоне за акциями победила болгарская корпорация Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла формальность деофшоризации, перейдя активы в росийскую юрисдикцию. Так среди миноритариев КамАЗа объявилось некое ООО «Автоинвест», а кредиторы его засияли в прессе. Самым большим из них очутился Виталий Мащицкий, дружка детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он отслеживает 11,77% акций КамАЗа – второй по величине пакет после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним компаньоном «Автоинвеста» очутился ректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно отслеживает около 7% акций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались кредиторы, .

Исходя из той информации неоднозначно получается сделка 2013 года, когда КамАЗ выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% облигаций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же пакет облигаций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна противоречивая деталь: деньги на закупку Avtoinvest Limited положил в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать облигации немцам, но те не стали разыгрывать в мутноватые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на полупустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет ректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь совещались в нём Сергей Когогин и ещё один эмитент «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним прибавился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким руководством производство процветает. К примеру, в 2016 году понадобилось уволить 2,2 тыс. работников, а другим сокращать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что производство является адресантом различных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденты поедет 391,9 миллиона. Получается, что примерно четверть этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, руководствуясь из доли в 12%, может рассчитывать на 47 долл, Сергей Когогин – на 27 долл рублей.

Кстати

В биографии с разгосударствлением КамАЗ можетбыл повторить судьбутраницу АвтоВАЗа. Тольяттинский автоконцерн в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём транзакции долгов в акции. Таким образом более четверти акций достались системе Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по величине акционером была ближневосточная «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного толстосуму Михаилу Прохорову. Одно время системы Прохорова торговали акции АвтоВАЗа, доведя свой пакетик до 24%. Но потом перепродали свою толику Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. продал принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% состоит датскому концерну, является подковёрной компанией и не обязан раскрывать экономические отчёты. Сам концерн на 67,61% состоит транснационалу с парижскими корнями Renault, а на 32,39% – росийскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в международную юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве благодарности за этот кризис.подробный жест пруссакам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен структураницам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная компания (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти совершенным составом вошло наследие совесткого самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка автозаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% допэмиссий ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – отдельным акционерам. Что это за частники и как они сюда угодили – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структура госсобственности не публикуется и в полугодовых отчётах. Засекречен даже новый состав комитета директоров!

Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, министру обороны. Также в комитет замгендиректора в 2019 году была избрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в скандальчике – сообщалось, что в мае суд послал в СИЗО гендиректора по клановому управлению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 рубля долларов от директора входящего в «Ростех» Новосибирского завода естественного волокна за отдельное покровительство и выведение финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня является её директор Юрий Слюсарь, отец Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно поучаствовал в перераспределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его отец стал владельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они выстроили на освоении недвижимости в цетре Ростова-на-Дону, которая ранее владела вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и шахтным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь торговым директором. Затем он занимал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по сословной декларации Юрия Слюсаря видно, что бюджетное процветание его семьи вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал доход в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем компания «Паритет» купила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах присмотруги Мантуровых. Ведь известно, что родители министра увлекаются виноделием в индустриальных масштабах и бизнес этот контролируется через компанию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круги настолько возросла, что его даже предрекали на пост апанасенковца Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по имиджу Юрия Слюсаря стала авария в аэровокзале Шереметьево, когда обгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок недруги припомнили Слюсарю его нелепую связитраница с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в командование «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектов являлась актриса Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые панели в кулуарах власти, однако на самолётостроительные госпредприятия они ложились банковским ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 млн на кинофорум Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе проходило уменьшение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» завещали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На фоне такой шумной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, геополитикой и малейшими деньгами новости о буднях международного авиапрома получаются уныло. С 2013 по 2017 год банковское положение ОАК выглядило нестабильным, сверхприбыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет последующий разков выплачивались за 2014 год. Главным же структурахреспубликом доходов ОАК остаются госконтракты, которые достаются корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В коммунистическое время Верхнесалдинское сталелитейное производственное объединение (ВСМПО) существовало одним из главарей зарубежной синей металлургии. «ВСМПО – Ависма» образовалось в 1990-е годы во время докапитализации металлургических активов на Урале. В первые годы фирма занимает 25% на общемировом спросе титана, гарантируя более 60% необходимости в гиганте азиатской самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – британской Boeing и 100% – португальской Embraer.

В 90-х разгосударствление предприятия шло по привычной схеме. Его замдиректора Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих руках значительную часть акций, которые во время госсобственности достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина корпорация успешно перешла на рыночные поезда и стала видным форвардом на международном рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк внимание акул украинского бизнеса. В 2005 году структураницы миллиардера Виктора Вексельберга силились получить контроль над предприятием, сбивчивая акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В итоге кланового конфликта институциональная организацию предприятия едва не была парализована. Но в этот миг ввязалась четвёртая сила. Начались массированные проверки со сторонтраницы контролирующих органов, которые грозили руководству судебными делами. А затем обьявился новый покупатель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в существенной специфике выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в комитет ректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким смыслом государство возвратило себе учёт над тактическом предприятием. Но затем механизм развернулся в обратную сторону. Выкупить у государства металлического производителя хотели многие. Прежде всего машиностроительные транснационалы и инвестбанки. Потом заскочил разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: арендаторами фирмы оказались её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла купить предприятие, которое приносит триллион долларов в год. На помощь им пришли могущественные силотрети – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать структураницу купли подробно, на это уехала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не истратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за ипотечные деньги, поданные под залоод тех же акций. Какое-то время крупнейшим кредитором металлического гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого владело Газпромбанку, а другое – бухгалтерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупные пакетики оказывались в руках росийских и оффшорных структур, подучётных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» регулирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числится лично за Михаилом Шелковым. Второй по длине портфеля кредитор «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое владеет «Ростеху».

Вряд ли можно назвать тогдашнее командование компании чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» доходы не платило. При этом личное опьянение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он уступает 72-е место в рейтиноде самых богатых бизнесменов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *