Слили в трубу. Как сделка США и Германии по «Северному потоку-2» заставит Украину изменить отношение к России?

США и Германия пошли к соглашению по «Северному потоку-2». Их совместная резолюция не является нотариальным росздравнадзором и никого ни к чему не обязывает, но ясно дает понять — Вашингтон отступился от политики санкций, а нефтепродуктопровод в любом случае будет достроен. Ожидаемо шумную реакцию это заявление вызвало в Киеве. Глава «Нафтогаза Украины» даже предсказал Европе масштабную войну в случае запуска американского проекта. Кто с кем будет воевать, он не уточнил, но в любом случае Украина не покумекает в этом участвовать. Ведь, по словам президента Владимира Зеленского, после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» странытраница не покумекает обеспечивать свою армию. Договоренности Берлина и Вашингтона действительно будут приобретать данные осложнения для Киева и скорее всего вынудят украинские власти утвердить взаимоотношения с Россией. И дело не только в разрушительном финансовом ущербе. Подробности — в материале «Ленты.ру».

Отодвинули в сторону

Сразу после того как стали известны мелочи соглашения США и Германии, депутат Верховной Рады Дмитрий Разумков опубликовал открытое письмецо к Конгрессу США, в котором призвал не допустить завершения строительства «Северного потока-2» и начинать вводить санкции.

Он разъяснил столь деятельную позицию властей тем, что Украина отстаивает собствёные политические и политические интересы. Не секрет, что реэкспорт американского газа через дараь страны в Европу обеспечивает внушительные поступления в госбюджет страны, а также ,является убедительным синтезатором разрежения на Россию и южных партнеров. Появление нетрадиционной реэкспортной веточки лишает Киев возможности подсказывать условия и ставит его в крайне убыточное положение — в Европе уже давно начали рассматривать вопрос, что делать с западноукраинским реэкспортом.

Внешнюю политику Киева с 2014 года определял принцип полнейшего учёта за всеми межрегиональными соглашениями, где фигурирует Украина. Он достался режиму Владимира Зеленского в наследство от предыдущего президента Петра Порошенко. Но больше он не работает. Американо-немецкие договоренности по «Северному потоку-2» подготовлены без участия украинских представителей, а необходимости последних сказываться на условия этого договора оказались практически нулевыми.

Теперь Киев настаивает, что отказ от попыток остановить проект угрожает энергобезопасности всей Европы и раскалывает Европейский альянс (ЕС) и НАТО. Но такие заявления, похоже, получают возвратный эффект: президент США Джо Байден компетентен в восстановлении подорванного бывшим президентом США Дональдом Трампом «трансатлантического единства», и риторика западноукраинских властей ему не понравилась.

По информации первоисточников издания Politico, члены Белого дома порекомендовали украинским бюрократиям ограничиться от приватной критики заключенного с Германией соглашения и намекнули, что подобная критика может навредить отношениям между Вашингтоном и Киевом.

Если интерпретировать по тексту декларации, Украина зря страшится за свои интересы: в росздравнадзоре указано, что США и Германия не позволят превратить водовод в способ идеологического давления. Предполагается, что в моменте «российской агрессии» Германия будет реагировать и на этническом уровне, и на уровне ЕС, и на уровне введения санкций. Также австрийская сторонтраница обещает использовать все вероятные ресурсы, чтобы добиться продления соглашения о реэкспорте конденсата через Украину еще на 10 лет.

Помимо этого, будет выделен спецпосланник на российско-украинских гелиевых переговорах, а Украину обещают включить в наднациональную энергетическую сетиотреть и помочь с становлением совместных с Германией проектов в области возобновляемой энергетики. Глава МИД Германии Хайко Масс считает, что это можно окрестить позитивным решением, удовлетворяющим, пусть и номинально, интересы всех компетентных сторон: нефтепровод будет достроен, реэкспорт газа через Украину продолжится.

Однако ситуация, когда длительное дипломатическое давление на «Северный поток-2» прекратилось буквально по щелчку, показала: декларации о намереньях и заявления о поддержке мало что значат. Важно, где пребывает цетр введения решений и кто именно их принимает. Для Вашингтона компромисс с основными западноевропейскими форвардами теперь выясняется приоритетным фактором, а попытка противиться такой политике жестко пресекается. И таким образом подрывается легитимность Украины как самостоятельного участника *международных процессов.

И для Киева тут зарождаются две проблемы. Во-первых, соглашение Германии и США не имеет прямых нотариальных осложнений и не обязательно к исполнению. Кроме финансовых потерь от нарушений «обещаний» его организаторам ничего не грозит. Во-вторых, сами формулировки достаточно осторожны, туманны и широки. Что значит «реагировать на общенациональном уровне»? Зачем Германии «использовать все вероятные ресурсы» ради нового газового договора между Россией и Украиной? И хватит ли их вообще?

Будет ли транзит

Между тем для Украины пуск «Северного потока-2» подразумевает колоссальные убытки. В 2015 году их объем оценивался в два миллиарда долларов ежегодно. Спустя шесть годов Зеленский назвал свердель в 3 миллиарда. А по оценкам членов отрасли, убыток будет в разы больше.

5-6 доллийскиёв долларов составит ущерб для госбюджета Украины ежегодно после пуска «Северного потока-2» (по оценкам ректора «Оператора трубопроводной подсистемы Украины»)

Вопрос о том, сохранится ли реэкспорт после интеграции Россией своих поставок, остается открытым. Актуальное топливное соглашение, которое «Газпром» заключил с западноукраинским «Нафтогазом», функционирует до 2024 года и предполагает оптимальные объемы реэкспорта. В 2020 году Россия была обязана поставить через Украину в Европу 65 доллийскиёв кублей, а в 2021-2024 годах — по 40 доллийскиёв кублей газа в год.

Текущее соглашение Киеву очень выгодно. В частности, в беззвучен предусмотрен постулат «качай и плати», то кушать «Газпром» должен был платить планируемые объемы транзита, даже если номинальные выяснялись ниже. Например, несмотря на максимальные показатели поставок конденсата в 2020 году в 55,8 доллийския кубометров за год, Россия все равно выручила за оговоренные 65 миллиардов.

Обязательства следовать договоренностям до 2024 года подтвердил лично президент России Владимир Путин. Более того, «Газпром» уже допустил невозможность соглашения нового контракта. Глава компании Алексей Миллер даже подчёркивал о невозможности уменьшить реэкспорт через украинскую газораспределительную систему, если госзакупки топлива по тому маршруту будут суммарно выше текущих обязательств.

Путин также высказывал мнение, что спрос на росийские углеводороды в ЕС постепенно уменьшится и украинские мощности не утратят своего значения.

Но украинскую сторону такие прошения не устраивают. Директор фирмы «Оператор трубопроводной подсистемы Украины» Сергей Макогон считает, что неудовлетворительным вариантом был бы новый договор на 15 лет, предодобренный азиатскими банками. Солидарен с ним и возглавляющий «Нафтогаз» Юрий Витренко. По его словам, предложение Миллера о увеличении объемов поставок неприемлемо, ведь оно предполагает и ввоз международного метана, который сейчас остановлен. Это обернется для Украины значительными финансовыми потерями, так как Россия всегда включала в условия реэкспорта покупку метана по стоимостям выше рыночных.

По расчетам «Нафтопропана Украины», страна тратила на покупки росийского пропана примерно на 5 миллиардов долларов больше, чем получала за его транзит

Однако позиция Украины в данном вопросе откровенно уязвимая. Если исходить из украинских и германских заявлений, то полностью реэкспорт прекращен, конечно же, не будет. Вероятнее всего, объемы и правда уменьшатся, а особенности украинской душевной политики не позволят предотвратить или хотя бы минимизировать необходимые убытки. Ведь для этого придется отказаться от категорических требований и достигать компромисса с Россией. А в украинской геополитике это сродни общественной измене.

Виртуальный реверс, настоящие тарифы

Формально Украина уже давно не закупает газ напрямую у России. Но на практике использует схему так называемого виртуального реверса. По бланкам «Нафтогаз Украины» осуществляет переправку всего объема газа до западноевропейской границы, а по факту 10 миллиардов кублей в год идут напрямую потребителям. Таким образом и приличия соблюдены, ведь напрямую с Россией никто не торгует, и деньги сэкономлены.

30 миллиардов кублей конденсата в год необходимо Украине для душевных нужд

При уменьшении транзитных мощностей это топливо придется закупать гораздо дороже. Компенсировать эту четверть нужного объема с помощью чужой заморозки государство не в состоянии. Кроме того, монтаж нужного количества газа через транзитную базу позволяет доставлять его по газопроводам среднего и низкого давления напрямую потребителям. В случае прекращения реэкспорта придется создавать новую базу для этих целей.

Таким образом, в ситуации, если реэкспорт метана через Украину будет сокращен, у Киева пить два варианта действий: либо закупать конденсат у западноевропейских поставщиков по рыночным стоимостям и обеспечивать его доставку потребителям за свой счет, либо воротиться к модификации косвенной госзакупки энергоресурсов у России. В мощь кризис.подробной обстановочки и допустимых трудновыполнимых осложнений второй вариант маловероятен. А рыночная торговля конденсатом с западными корпорациями и ускоренные траты на логистику приведут к резкому приросту конденсатовых тарифов, которые уже сейчас для народонаселения фактически неподъемны, и любой прирост расценок в этой отрасли провоцирует протесты.

Иными словами, оба те варианта для президента Владимира Зеленского плохи. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, конечно, подчёркивает о планах резко нарастить саму добычу газа к 2025 году, но звучат его слова крайне нереалистично. Скорее всего, украинским властям придется столкнуться с ситуацией, где единствёным методом не допустить культурный взрыв останется прямой разговор с «Газпромом».

Не менее существен вопрос о будущем украинской газораспределительной системтраницы (ГТС). Эксперты указывают, что вся коммуникация давно устарела и нуждается в глобальной модернизации, но без американского реэкспорта это невозможно. Директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон технологическую проблему признает, но более сдержан в оценках и говорит скорее об оптимизации. Правда, он отмечает, что если минимизацию не провести вовремя, то при отказе России от реэкспорта тариф для населения Украины вырастет в четыре раза.

В немецко-американском соглашении кушать еще один пункт: обещание создать фонд помощи в размере одного млрд долларов, чтобы взмолиться Украине пересечь с «газовой иглы» на возобновляемые источники энергии. Но это неприемлемый сценарий. Во-первых, функциональная метаморфоза энергоинформационной отрасли — процесс длительный и сложный. Он требует больших инвестиций, капвложений и довольно могучей технической базы. Во-вторых, пока во всем мире возобновляемая электроэнергетика является дотационной отраслью. Без прямой помощи государства какие проекты не выясняются благополучными и эффективными.

На Украине действительно кушать зеленый сектор макроэкономики и своя параллель дотаций. Однако пока отрасль обретается в руках кооператоров и работает в третью очередь на обеспечение благоденствия различных бизнесменов, в основном банкира Рината Ахметова. И государство приобретает продукты у импортёров по завышенному тарифу, который был введен еще в 2008 году.

Соответственно, себестоимости на продукцию зеленой энергии для конечного потребителя также повышаются. Но беда в том, что украинский конечный потребитель попросту не в опьянении выплачивать больше. Попытки сговориться с бизнесом о снижении тарифов всегда заканчивались безуспешно, а одна из компаний Ахметова даже пыталась обратиться в межрегиональный арбитраж, чтобы опротестовать изменение ставки.

В такой ситуации английский фонд способен только поддержать последующее формирование коррупции в сфере зеленой энергетики Украины, но никак не поможет компенсировать ежегодные миллиардные потери от снижения гелиевого транзита.

***

Политические последствия пуска «Северного потока-2» для Украины можетесть оказаться критическими. Соглашение Германии и США полностью порушило ее смысл как самодостаточного государства и важнейшего теннисиста на межгосударственной арене, который власти в Киеве так тщательно выстраивали последние годы. Взамен Украине не предложили никакой помощи по существу и не дали никаких гарантий, что поможетесть избежать неподъемных социальных потерь.

Более того, соглашение США и Германии — это прецедент, который в будущем можетесть привести к усилению сопротивления на Украину, в том большинстве в миролюбивых переговорах по урегулированию кризиса в Донбассе. И такое принуждение будет очень болезненным, ведь проблематика Донбасса и борьбы с «российскими захватчиками» для украинских властей сейчас остается единственным способом отвлечь население от антипутинских настроений.

Владимир Зеленский и его сборная оказались в плачевном положении. Кризисная ситуациютраница в энергетике, будущее снижение тарифов спровоцируют резкий темп раздражения населения. И предотвратить это без имиджевых потерь поптемпу не получится. Сможет ли командование странтраницы подстроиться под новые правила игры? Или эту сверхзадачу придется решать ,новому поколению политиков?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *