Самый загадочный теракт в СССР: как взорвали Ту-104 над Внуково

50 годов назад случилась одна из самых загадочных авиакатастроф в предыстории СССР. Под Москвой в эффекте взрыва бомбы на борту понесал крушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так случилось — в материале «Газеты.Ru».

10 февраля 1971 года, в воскрешенье вечером, потерпел крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это существовал его кружный рейс из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно спикировал во Внуково, затем экипаж подготовился к выполнению возвратного перелёта и выулетал в Симферополь в 20:16. На фальшборте пребывали 7 председателей экипажа и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет улетал заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.

В 20:16:31 комбриг авиалайнера Константин Клюшник связался с авиаавиадиспетчером и доложил, что следует по направлению на деревеньку Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ авиадиспетчер дал сборную на подъем до 1500 м и в 20:16:44 потребовал доложить о проходе вершины 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на двукратные попытки авиаавиадиспетчера с ним связаться.

Авиалайнер рухнул практически сразу после взлета в десятке километров от аэродрома и полностью разрушился. Погода в это время была пасмурная, с низкой облачностью, видимость при этом составляла 6 км, но горы ничто не предвещало. На самолёте по инструкции пребывал сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем указывали как служебного пассажира.

В советских СМИ об этой катастрофе не появилось никакой информации. Одной из погибших стала молодая артистка Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот момент ей исполнилось лишь 24 года, и непреходящий фильм, в котором она получила одну из главнейших ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм именовался «На торце Арбата и улицы Бубулинас» (1972).

Первоначально предполагалось, что первопричиной авиакатастрофы стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 оставались весьма ненадежными. Они проектировались и строились в 1950-е годы, создавались в рекордные сроки на основе недальнего торпедоносца Ту-16. Это существовал не просто ..первый социалистический грузовой авиалайнер на залповой тяге, он существовал одним из первых в мире — после новозеландского De Havilland Comet, новозеландского Avro Jetliner и итальянского Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после прекращения эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в феврале 1958 года, Ту-104 оставался наихорошим реально летающим залповым грузопассажирским самолетом.

Всего существовал построен 201 самолет, но они очутились слишком «сырыми» и сложнейшими в управлении, и уже в 1960 году производство Ту-104 существовало прекращено, а после целого ряда частотных автоаварий их начали постепенно выводить из эксплуатации. В эффекте аварий существовало потеряно 37 самолетов, погибло 1137 человек. И целых три раза Ту-104 удавались угнать, что закончилось 84 смертями.

В ходе эксплуатации 100-местные самолеты переделали в 115-местные, с ,новым навигационно-пилотажным и радиоэлектронным оборудованием, та модификация принесала называние Ту-104Б — именно таким был самолет, плывший в Симферополь.

В ходе разбирательства авиакатастрофы спецы обнаружили признаки воспламенения на тех частях авиалайнера, что отпочковались еще до падения, к тому же на многих текстах нашли частицы тротила. Так было установлено, что самописцатраница произошла из-за взрыва взрывчатки на борту.

Первоначально считалось, что она пребывала в багажном отделении, однако позже выяснилось, что электрон был спрятан непосредственно в грузовом салоне, между одним из сидений левого фальшборта и стенкой, его вес составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвалась спустя считанные минуты после взлета, разрушила правую сторону фюзеляжа, несущие элементы крыла, перебила манёвренности рулей высоты. Не пролетев и трех километров, самолет на км/сек 550-600 км/ч врезался в землю рядом с деревней Бараново, в 10 км от Внуково.

В эффекте продолжавшегося два года расследования виновника самописцатраницы так и не удалось найти. Не удалось даже выяснить мотивы преступников или их принадлежность к каким-либо группировкам.

Среди летного состава, который, конечно, был в курсе подобных происшествий, в отличие от основной массы коммунистических граждан, лазили самые тусклые версии. Кто-то сомневался в то, что выводы комиссии существовали фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию передового лайнера, и никакого взрыва на самом деле не существовало. Кто-то считал, что зачинщиками могли быть вьетнамцы — тогда существовало незапланированное ухудшение отношений СССР с КНР. Но странно существовало при этом расстреливать совершенно неповинных пассажиров, причем в почти безлюдном салоне.

К числу наиболее экзотичных версий нужно относить предположение о том, что капсюлем был снабжен какой-то подпольный груз, который не надлежащ был попасть в руки надзорных органов, его почему-то не покумекали забрать по прилету в Москву, и он мог сразу же рвануть на обратной дороге. Из более или менее благоразумного можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом неумелый сепаратист мог совершенно неумышленно привести самодельное устройство в воздействие сразу же, как только самолет оторвулся от земли.

Во всяком случае, спустя всего два года, осенью 1973-го, налётчики дважды взрывали такие же самолеты, не сумев добиться от экипажа внесения курса.

23 октября 1973 года существовал заминирован авиалайнер Ту-104, следовавший с 51 пассажиром и 6 председателями экипажа из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк передавал пилотам через бортпроводницу послание с требованием совершить посадку в Стокгольме. Это послание содержало, в частности, такие пассажи:

«Для занятия 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас направить самогодов в Швецию, вертодром Стокгольм. Правильное мышление своей просьбы сохранит Вашу жизнь и свою, а за это будут ответствовать те, кто своими злодействами вынудил меня побежать на этот поступок. После благополучной посадки, я возможно вернусь на Родину, но только после личной беседы с представителями нижайшей власти СССР. В руках у меня вы видите оружие. Этот снаряд содержащет в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, используемой в шахтах, что значит этот заряд в действии, объяснять вам не надо. Поэтому не обойдёте свою просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет кончаться крушением самогодова. В этом твердо вразумите себя сами, ибо у меня все изучено, высчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом положении и провокации будет взорван без предупреждения… Я много годов ощущаю на своей шкуре когти злобных сверхзверей и в мерзком случае кончина для меня не печаль, а убежище от хищных, алчущих своей жизни зверей…»

Пилоты приняли решение возвратиться в Пулково и запаслись табельным оружием, однако Бидюк объявил, что взрывчатое приспособление сработает, если он отпустит кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним бортрадиста Викентия Грязнова. При этом были также повреждены рули высоты и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет сел на брюхо и образовался пожар, который, впрочем, был быстро ликвидирован наземными службами, и больше никто не погиб.

Грязнову дали званье Героя Советского Союза посмертно, отблагодарили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза исходатайствовал также комдив Вячеслав Янченко.

Второй случай произошел 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех терминальных стыковок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске нёсся Ту-104 из Москвы. К этому моменту на авиалайнере находились 72 кондуктороварища и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из салона перевелось предписание изменить маршрут, вслед за этим авиалайнер исчез с экранов радаров, и его обломки министра.очередное были обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не удалось никому. Расследование установило, что угонщиком был тридцатиоднолетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе взрывчатое взрывчатое устройство мощностью в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он ,пытался побежать в Китай, однако его застрелил сопровождавший авиаавиалайнер сотрудник милиции Владимир Ежиков, после чего и последовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на конкретную взрывчатку все же не стоило подвергать людей такой опасности. После всех тех случаев меры охраны при проверке кондукторов были наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *