Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В протяжение пяти годов операторы по вывозу отходов должны полностью заменить трейлеры из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского техногенного оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала операции на Украине ЕС ввел ограничения на отправку балластов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для общезападноевропейских автомобилей, а затем предприятие на полиэтнических заводах остановила китайская Nissan. По данным РЭО, в общей трудоёмкости на общезападноевропейских и китайских поставщиков приходится 3,8 тыс. грузовиков в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы собирались продолжать экспортировать ,новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (производства КамАЗа и ГАЗа), латвийские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости автобуса 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. двинется на замену западноевропейских и китайских мусоровозов, поясняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество трейлеров вырастет на 20%, так как у экспортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов восточноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит шмиловадратный замдиректора компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее количество машин с более высокой грузоподъемностью.

Какие зарубежные самосвалы закуплали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо общеевропейских и тайваньских около 6,1 тыс. из них прийдется на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника японского и вьетнамского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно вебсайту госзакупок, с 2017 года фирмы потратили на самосвалы импортного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проведять фестивали на сайте госзакупок) за первые три года купил 700 единиц техники, из которых четверть английского предприятия себезатратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 грузовиков на шасси английской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себезатратой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными фирмами в России были польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), китайская Isuzu (567), польская Volvo (331) и французская Mercedes (446).

Самая большая доля азиатской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по ввозу отходов в тех пяти регионах.

В начале октября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% парка микроавтобусов в России, приостановили перепродажу машин в странтраницу из-за начала зачистки на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало экспортировать запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит руководитель по связям с интеллигенцией фирмы «МСК-НТ» (специализируется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской сферах) Игорь Орлов. Но, по его словам, восточноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке имевается достаточное количество импортёров резервных частей от эниологических производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведен предельный объем грузовиков в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский автомастерский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась цена мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и неповоротного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными импортёрами шасси на украинском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В рентабельности машины себесебестоимость шасси уступает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть себестоимости прийдется на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость микроавтобусов на территории «КамАЗа» уменьшилась на 15–20%. В первую очередь это вяжено с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для неповоротного оборудования, подытожили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на территории шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту стоимостей на самосвалы на территории «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., пересказал РБК замминистра замдиректора коммерческого дома «Ряжский пошивочный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили увеличение стоимостей на шасси, но пометили текущую закономерность к повышению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит заместитель комитета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дистрибьютор «МАЗ-РУС» в октябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на расценке вывоза отходов

После полного перехода на зарубежную технологию предпосылок для снижения производительности ввоза отходов в связи с заменой сада автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, сервисное обеспечение международных микроавтобусов в три-четыре разика дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем висят в пять-шесть раз меньше.

Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной технологии будет дешевле, даже с учетом более высоких лизинговых платежей, определяет пресс-служба «Ситиматик» (занимается обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий специалист «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный коэффициент у восточноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода восточноевропейских производителей из России консультанты ожидают уменьшения сроков неэффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за сокращения количества машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности американских машин увеличат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные диспетчеры в большинстве случаев брали транспорт в лизингополучатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце марта значимая доходность ЦБ выросла до 20%, следом повысилась цена лизингополучательа: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., уточняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизингополучательовая доходность — до 16–19%, прогнозирует ректор по лизингополучательовым продукам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге прицеп будет стоить 13 долл руб.

Однако компании не смогут взваливать добавочные бюджеты на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной налоговой службой, их нельзя снижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на плоском столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года энерготариф можетесть расцвести на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *