Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это понадобится ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и прихода ряда компаний

В течение пяти годов операторы по ввозу отходов надлежащи полностью заменить мусоровозы из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского природоохранного оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на доставку контейнеров в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для западных автомобилей, а затем изготовление на американских заводах остановила китайская Nissan. По данным РЭО, в общей специфике на западных и китайских производителей прийдется 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы намеревались продолжать экспортировать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (производства КамАЗа и ГАЗа), украинские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом церемении гаражей в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости трейлера 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. побежит на замену западных и корейских мусоровозов, выясняют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество микроавтобусов вырастет на 20%, так как у поставщиков в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов восточноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит операционный гендиректор корпорации «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее колличество машин с более высокой грузоподъемностью.

Какие зарубежные мусоровозы закупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западных и китайских около 6,1 тыс. из них прийдется на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника пекинского и тайваньского производства, а также прекратившего деятельность ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно сайту госзакупок, с 2017 года корпорации потратили на автобусы экспортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проходить конкурсы на вебсайте госзакупок) за предпоследние три года прикупил 700 единиц техники, из которых середина зарубежного производства ценой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том большинстве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 мусоровозов на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) ценой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными фирмами в России были норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), вьетнамская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и английская Mercedes (446).

Самая большая доля западноевропейской технологии — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК нацелил запросы диспетчерам по ввозу отходов в тех пяти регионах.

В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера самосвалов в России, приостановили перепродажу машин в странтраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для электроники из Европы в Россию, а также уменьшились сроки поставки комплектующих и цены, говорит директор по связям с прессой фирмы «МСК-НТ» (занимается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской сферах) Игорь Орлов. Но, по его словам, восточноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке наличествует недостаточное количество импортёров запасных частей от эниологических производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведен предельный объем грузовиков в России — 2,8 тыс. единиц, узнал РБК руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский пошивочный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального станкостроения, Арзамасский комбинат комунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как переменилась цена мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и стеллажного электрооборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на полиэтническом рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В рентабельности машины себестоимость шасси уступает от 50%: чем проще мусоровоз, тем значительная часть себестоимости приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость самосвалов на территории «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В четвёртую очередь это связано с ограничениями на поставки азиатских комплектующих для стеллажного электрооборудования, конкретизировали в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на территории шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к темпу себестоимостей на микроавтобусы на территории «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., узнал РБК заместитель директора оптового домика «Ряжский автомастерский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение себестоимостей на шасси, но отметили быстротекущую парадигму к уменьшению себестоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит зампредседателя комитета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автопроизводитель «МАЗ-РУС» в ноябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на стоимости вывоза отходов

После частичного перехода на отечественную технику предпосылок для сокращения производительности ввоза отходов в связи с заменой сквера автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, послепродажное обслуживание росийских микроавтобусов в три-четыре разика дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем висят в пять-шесть раз меньше.

Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной технологии будет дешевле, даже с учетом более высоких инвестиционных платежей, определяет пресс-служба «Ситиматик» (работает обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы внедорожников на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий спец «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный параметр у общеевропейского шасси — семь—десять годов.

После прихода западноевропейских экспортёров из России учёные ожидают повышения сроков действенной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за уменьшения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности американских машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.

К тому же помойные диспетчеры в большинстве случаев забирали транспорт в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце октября приоритетная ставка ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась себестоимость кредита: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., поясняет он. С тех пор регулятор уменьшил доходность до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая ставка — до 16–19%, прогнозирует замдиректора по кредитовым продуктам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате автобус будет стоить 13 млн руб.

Однако корпорации не смогут перекладывать добавочные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя снижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на круглом столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *