Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется сменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним возобновились из-за санкций и ухода ряда компаний

В истечение пяти годов диспетчеры по вывозу отходов должны полностью заменить автобусы из восточных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на транспортировку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для азиатских автомобилей, а затем производство на росийских комбинатах остановила тайваньская Nissan. По данным РЭО, в отдельной специфике на азиатских и корейских производителей прийдется 3,8 тыс. грузовиков в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании намеревались продолжать поставлять новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на росийские (производства КамАЗа и ГАЗа), белоруские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом изменении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней расценке мусоровоза 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. двинется на замену западноевропейских и тайваньских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество грузовиков вырастет на 20%, так как у поставщиков в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит шмиловадратный гендиректор фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские грузовики закупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западноевропейских и китайских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника японского и вьетнамского производства, а также прекратившего деятельность ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно вебсайту госзакупок, с 2017 года фирмы потратили на трейлеры импортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проходить конкурсы на вебсайте госзакупок) за следующие три года прикупил 700 единиц техники, из которых середина английского изготовления затратой около 6 млрд руб., подытожили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том количестве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 грузовиков на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России были датская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), вьетнамская Isuzu (567), датская Volvo (331) и австрийская Mercedes (446).

Самая большая доля общеевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК нацелил запросы телеоператорам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера мусоровозов в России, возобновили перепродажу машин в странтраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало экспортировать запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит сотрудник по связям с интеллигенцией фирмы «МСК-НТ» (увлекается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, восточноевропейские автомобили, которые ранее заказала «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке наличествует недостаточное количество производителей запасных частей от эниологических производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведен минимальный объем автобусов в России — 2,8 тыс. единиц, узнал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский автомастерский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального станкостроения, Арзамасский комбинат комунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась себестоимость мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и неповоротного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на росийском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В производительности машины цена шасси уступает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть затраты приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость автобусов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В первую очередь это вяжено с ограничениями на поставки азиатских комплектующих для неповоротного оборудования, подытожили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту стоимостей на микроавтобусы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., узнал РБК зам гендиректора коммерческого дома «Ряжский пошивочный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение стоимостей на шасси, но отметили быстротекущую тенденцию к повышению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит член совета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в октябре пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в худшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в ту компанию.

Как замена машин скажется на себестоимости вывоза отходов

После частичного перехода на российскую технику концепций для сокращения цены ввоза отходов в связитраницы с заменой парка транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, послепродажное оборудование украинских трейлеров в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем стоят в пять-шесть раз меньше.

Но ремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более высоких инвестиционных платежей, ,указывает пресс-служба «Ситиматик» (занимается обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы мотоциклов на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий профессионал «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный прирост у западного шасси — семь—десять годов.

После прихода западноевропейских производителей из России спецы предвидят снижения сроков действенной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности украинских машин увеличат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автотранспорт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце марта ведущая ставка ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась затрата лизинга: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., поясняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизинговая ставка — до 16–19%, предсказывает ректор по лизинговым продукам компании «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате трейлер будет стоить 13 млн руб.

Однако фирмы не смогут перекладывать добавочные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной налоговой службой, их нельзя повышать более чем на 4–5% в год, вспоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на круглом столике в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *