Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В течение пяти годов операторы по вывозу отходов должны полностью сменить самосвалы из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; курирует помойную либерализацию) Денис Буцаев.

После начала операции на Украине ЕС ввел ограничения на орбиту грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для западнозападноевропейских автомобилей, а затем производство на американских комбинатах остановила корейская Nissan. По данным РЭО, в общей трудности на западнозападноевропейских и тайваньских импортёров приходится 3,8 тыс. трейлеров в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании приезжали начинать поставлять новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на росийские (изготовления КамАЗа и ГАЗа), украинские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней стоимости микроавтобуса 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. пойдет на замену западноевропейских и тайваньских мусоровозов, конкретизируют в пресс-службе РЭО.

Общее количество микроавтобусов расцветёт на 20%, так как у экспортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов восточноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит операционный замдиректора фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее количество машин с более высокой грузоподъемностью.

Какие зарубежные прицепы поставляли в России

По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западноевропейских и корейских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника монгольского и вьетнамского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно сайту госзакупок, с 2017 года корпорации потратили на мусоровозы дефицитного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по деятельности с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проходить конкурсы на блоге госзакупок) за следующие три года прикупил 700 единиц техники, из которых спискамтраница зарубежного изготовления затратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том количестве Астраханской и Ростовской сферах) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 самосвалов на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными английскими фирмами в России были польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), вьетнамская Isuzu (567), польская Volvo (331) и германская Mercedes (446).

Самая большая доля восточноевропейской технологии — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы операторам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сада автобусов в России, приостановили покупку машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит куратор по связитраницам с общественностью фирмы «МСК-НТ» (занимается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», закончат работу, поскольку на рынке имеется недостаточное число экспортёров запасных половин от эниологических производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведан предельный объем грузовиков в России — 2,8 тыс. единиц, узнал РБК директор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский велокомбинатский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального станкостроения, Арзамасский комбинат комунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и дискового оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на полиэтническом рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В затраты машины цена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая половина себестоимости приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена мусоровозов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В четвёртую очередь это вяжено с ограничениями на закупки западных комплектующих для дискового оборудования, конкретизировали в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к приросту себестоимостей на грузовики на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., пересказал РБК зам гендиректора коммерческого дома «Ряжский автомастерский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили увеличение себестоимостей на шасси, но отметили прошлую направленность к увеличению себестоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит член совета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автопроизводитель «МАЗ-РУС» в октябре пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в худшем случае к концу 2022 года. РБК нацелил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на расценке ввоза отходов

После полного перехода на отечественную технику предпосылок для уменьшения цены вывоза отходов в связи с заменой парка автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, инжиниринговое обслуживание международных микроавтобусов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а запасные половины в среднем висят в пять-шесть раз меньше.

Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более низких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (увлекается переработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок должности автомобилей на инфраструктуре «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий спец «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у западноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода общеевропейских импортёров из России спецы прогнозируют снижения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения количества машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые поломки американских машин увеличат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные телеоператоры в большинстве случаев брали автомобиль в лизингодатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января ведущая ставка ЦБ выросла до 20%, следом повысилась себестоимость лизингодательа: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., выясняет он. С тех ,пор регулятор снизил маржу до 11%, а вслед за этим сократится и лизингодательовая ставка — до 16–19%, ожидает замдиректора по лизингодательовым продуктам компании «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате автобус будет стоить 13 долл руб.

Однако корпорации не покумекают перекладывать специальные доходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной налоговой службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на округлом стуле в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года акциз может вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *