Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала грандиозная контрреформа системтраницы госзакупок

Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более серебристыми и динамичными. Но у улучшений есть второе дно, грозящее перечеркнуть богоугодные намерения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых подвижных систем украинского законодательства. Изменения в неё внадеваются ежегодно, но в большинстве случаев они надевают сугубо технологический характер. Последняя масштабная коррекция прошла в 2014 году. Она в том числе в разы увеличила колличество способов выполнения закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе зафрактовывать 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь громадное разнообразие, по предположению организаторов рынка, лишь запутывает, мешает формированию конкуренции и создаёт юридические бреши для заключения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле первой реформы, вступающей в мощь с начала 2022 года, относится снижение числа рыночных способов поставок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в различных случаях закрытые продажи и продажи у единственного импортёра будут и далее проводиться в упаковочной форме.

Кардинально уменьшится число документов, желательных при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при полузакрытых неценовых процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для проведения уведомления.


Вводится единная универсальная подсистема предварительной квалификации организаторов всех торгов, начальная расценка которых превышает 20 млн рублей.


На позавчерашний день для каждого вида покупок функционируют свои специальные условия для претендентов на победу. После введения в энергию доработок участники всех торгов и тендеров должны будут подтвердить эксперимент исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за последующие три года. При этом цена исполненной ранее сделки должна составлять не менее 20 процентов от той, на которую участники претендуют.

Считается, что предквалификация допускает участие в торгах добросовестных подрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обходить тот заслон.

– Например, при подготовке к торгам в сфере дорожных капремонтов и дорожного строительства покупатели нивелируют эстимейты до суммы в 50–100 триллионов рублей и выше. Тем самым на проявлененте отсекаются фирмы, не обладающие нужными для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в этой сфере представитель финансовой компании.

Такой метод используется и в других отраслях. В свойстве образчика приведём укрупнение лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в культурные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с рынка маргаритинских футболистов и воздать спецзаказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии оспаривали конкуренты.

Ещё одним улучшением станет повышение факультативной доли продаж у субъектов малого кредитования с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что следующий район направлен на становление малого бизнеса и отрасли страны в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что снижение обязательной толики покупок у субъектов малого предпринимательства повысит рентабельность этого мафиозного бизнеса.

– Если из этих 25 процентентов до объективных больших предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных компаний останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов провоцируют скрытые контексты реформы. Пока участники спроса силятся осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к корректировке юридической юридической базы, направленной на формирование импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на региональном сайте проектов подзаконных нормативных процессов проект доработок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О оптимальной доле поставок товаров полиэтнического происхождения» и № 2014 «О оптимальной непременной доле поставок росийских товаров и её развитии заказчиком».

В частности, представители Минпромторга предлагают отменить ограничения на закупку для нужд органов власти плазменных диодов, произведённых за рубежом (германиевых лазеров). Они используются в структурах полуавтоматической сортировки данных дисплеев и проекторов, телевизионных камер, частей устроений охранной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и лазерных носителей данных и бензобуров искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году надобность введения ограничений на поставки импортных запоминающих устройств и прочих устройств складирования данных, представители Минпромторга говорили, что какой шажок необходим для использования безопасности полемической энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из санкционного формуляра будет исключена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетитраниц связи или для прочих проводных сетитраниц». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами бюрократии и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но производство международных мобильных автоответчиков так и не было развёрнуто.

В проекте поправок этот район заменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для телепередачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование телекоммуникационное для деятельности в проводных или беспроводных сетиотретях связи». Согласно *государственному классификатору, в их количество воходят следующие устройства: прочие телефонные аппараты, машинописные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, датчики связи, использующие лазерный сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого списка будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных агрегатов ИВЛ, смягчены субсидии на покупку иного врачебного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств поставлять для больниц в 2021 году не менее 30 процентентов отечественных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок снижает эти таблицы до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные изменения дотронутся некоторых других видов врачебного оборудования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *