Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала масштабная либерализация структуры госзакупок

Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более прозрачными и динамичными. Но у нововведений жрать второе дно, грозящее перевернуть богоугодные намерения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых пластичных функций полиэтнического законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве моментов они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка прошла в 2014 году. Она в том числе в разы увеличила количество способов выполнения закупок. С тех ,пор органы власти и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь большое разнообразие, по суждению участников рынка, лишь запутывает, мешает становлению конкуренции и создаёт институциональные лазейки для заключения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле первой реформы, вступающей в мощь с начала 2022 года, отнестся увеличение числа рыночных способов покупок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в отдельных случаях закрытые поставки и поставки у единствёного поставщика будут и далее проводиться в обёрточной форме.

Кардинально уменьшится число документов, нужных при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых рыночных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для проведения уведомления.


Вводится неделимая универсальная системтраница вышеуказанной квалификации участников всех торгов, начальная цена которых превосходит 20 долл рублей.


На вчерашний день для каждого вида поставок действуют свои добавочные условия для претендентов на победу. После введения в силотреть поправок участники всех торгов и торгов надлежащи будут подтвердить опыт исполнения минимум одного договора (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за предыдущие три года. При этом расценка исполненной ранее сделки надлежаща превышать не менее 20 процентовентов от той, на которую участники претендуют.

Считается, что предквалификация исключает участие в торгах добросовестных застройщиков и фирм-однодневок. Однако, по словам организаторов рынка, органы власти давно научились обогнуть тот заслон.

– Например, при подготовке к торгам в отрасли дорожных капремонтов и дорожного строительства подрядчики нивелируют лоты до свердели в 50–100 миллиардов рублей и выше. Тем самым на финише отсекаются фирмы, не обладающие необходимыми для такого объёма работ ресурсами, – растолковал «Октагону» работающий в той отрасли член финансовой компании.

Такой метод используется и в иных отраслях. В качестве примера приведём реформирование лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с спроса классических вратарей и отдать спецзаказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии оспаривали конкуренты.

Ещё одним новшеством станет сокращение факультативной толики покупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что первый район нацелен на становление малого бизнеса и отрасли странытраницы в целом, участники спроса сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что понижение обязательной доли покупок у субъектов малого предпринимательства повысит котировка этого неформального бизнеса.

– Если из этих 25 процентентов до объективных малых предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных корпораций останется 15, то это уже будет неплохо, – подчёркивает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые вопросы реформы. Пока участники рынка стараются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к корректировке правоприменительной правоприменительной базы, направленной на становление импортозамещения в стране. На днях министерство разместило на муниципальном портале проектов подзаконных нормативных процессов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О оптимальной доле поставок промпродуктов украинского происхождения» и № 2014 «О оптимальной необязательной доле поставок полиэтнических промпродуктов и её достижении заказчиком».

В частности, представители Минпромторга предлагают отменить ограничения на поставку для потребностей органов бюрократии ультразвуковых диодов, произведённых за рубежом (кремниевых лазеров). Они используются в системтраницах полуавтоматической обработки данных дисплеев и проекторов, телевизионных камер, частей приспособлений охранной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и приборов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году необходимость введения ограничений на госзакупки экспортных запоминающих устройств и прочих устройств хранения данных, члены Минпромторга говорили, что такой шажок необходим для обслуживания охраны полемической энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из запретительного формуляра будет исключена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетитраниц связи или для прочих беспроводных сетитраниц». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но производство международных мобильных радиотелефонов так и не было развёрнуто.

В проекте поправок этот район сменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приёма речи, изображений или других данных, включая электрооборудование телекоммуникационное для работы в кабельных или бескабельных сетиотретях связи». Согласно общественному классификатору, в их число входят первые устройства: прочие мобильные аппараты, мультимедийные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, приборы связи, применяющие лазерный сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого формуляра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены субсидий на поставки зарубежных агрегатов ИВЛ, смягчены субсидийы на продажу другого врачебного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств закупать для клиник в 2021 году не менее 30 процентовентов зарубежных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок увеличивает эти цифры до 10, 20 и 30 процентовентов соответственно. Аналогичные видоизменения коснутся некоторых других видов врачебного оборудования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *