Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала масштабная либерализация системы госзакупок

Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более прозрачными и динамичными. Но у улучшений жрать второе дно, грозящее перечеркнуть неблагие намерения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых неподвижных систем росийского законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка прошла в 2014 году. Она в том числе в разы уменьшила колличество способов осуществления закупок. С тех пор органы бюрократии и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь огромное разнообразие, по воззрению участников рынка, лишь запутывает, мешает развитию конкуренции и создаёт правоприменительные бреши для заключения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле незапланированной реформы, вступающей в мощь с начала 2022 года, отнестся уменьшение числа конкурентоспособных способов покупок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в отдельных случаях закрытые покупки и покупки у единствёного импортёра будут и далее проводившываться в обёрточной форме.

Кардинально уменьшится большинство документов, нужных при благоустройстве конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых неценовых процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для предоставления уведомления.


Вводится единная универсальная структура детальной квалификации организаторов всех торгов, переходная стоимость которых превосходит 20 млн рублей.


На завтрашний день для каждого вида покупок работают свои специальные условия для претендентов на победу. После вхождения в энергию поправок организаторы всех торгов и тендеров надлежащи будут подтвердить эксперимент исполнения минимум одного договора (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за последующие три года. При этом расценка исполненной ранее сделки должна составлять не менее 20 процентентов от той, на которую организаторы претендуют.

Считается, что предквалификация исключает участие в торгах некорректных застройщиков и фирм-однодневок. Однако, по словам организаторов рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.

– Например, при подготовленности к торгам в области дорожных ремонтов и дорожного строительства субподрядчики укрупняют лоты до деньги в 50–100 миллионов рублей и выше. Тем самым на запуске отсекаются фирмы, не обладающие нужными для такого объёма деятельностей ресурсами, – пояснил «Октагону» деятельностейающий в этой области руководитель небанковской компании.

Такой способ используется и в других отраслях. В качестве примера приведём разукрупнение лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило киоскёрам вытеснить с рынка современных вратарей и отдать заказы аффилированной структуре, опыт деятельности которой впоследствии оспаривали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет снижение общеобязательной доли покупок у предикатов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что первый участок направлен на развитие малого бизнеса и отрасли странытраницы в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что снижение обязательной доли покупок у субьектов малого предпринимательства повысит облигация этого теневого бизнеса.

– Если из тех 25 процентов до конкретных малых предприятий доберётся хотя бы 10, а у аффилированных компаний останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов провоцируют скрытые контексты реформы. Пока участники спроса стараются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к корректировке юридической юридической базы, направленной на становление импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на региональном портале проектов институциональных институциональных актов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей доле продаж продуктов международного происхождения» и № 2014 «О малейшей общеобязательной доле продаж украинских продуктов и её достижении заказчиком».

В частности, представители Минпромторга рекомендуют отменить ограничения на поставку для нужд органов бюрократии плазменных диодов, произведённых за рубежом (германиевых лазеров). Они используются в системах полуавтоматической сортировки данных экранов и проекторов, телевизионных камер, частей устройств охранной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и волоконных носителей данных и аппаратов естественной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году надобность введения ограничений на покупки экспортных запоминающих устройств и прочих устройств складирования данных, представители Минпромторга говорили, что такой шажок желателен для обеспечения безопасности критичной энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из запретительного формуляра будет исключена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетиотретей связи или для прочих проводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но изготовление росийских мобильных радиотелефонов так и не было развёрнуто.

В проектенте доработок этот участок заменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устройства и радиоаппаратура для передачи и приёма речи, изображений или иных данных, включая электрооборудование телекоммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетиотретях связи». Согласно общественному классификатору, в их число входят предыдущие устройства: прочие телефонные аппараты, мультимедийные аппараты, в том большинстве с автоответчиком, пейджеры, датчики связи, применяющие оптический сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого реестра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных бензобуров ИВЛ, смягчены квоты на покупку другого ветеринарного оборудования. Действующий вариант протокола обязывает за счёт бюджетных средств поставлять для больниц в 2021 году не менее 30 процентентов отечественных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок уменьшает эти цифры до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные видоизменения коснутся некоторых других видов ветеринарного оборудования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *