Профессионалы намыть

Кому помогает платить деньги губернатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, экономить деньги на отдельных условиях. Не без участия Соколова некие филантропы умудрились неплохо нажиться на проектах, которые стали нервной болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца сентября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл социальные обсуждения масштабного инвестиционнего проекта по намыву территорий на южной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный генподрядчик «ЛСР» совместно с коломенским ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и строительство «Группа ЛСР» принесала в марте 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки изложила 2,98 млрд рублей и стала самой крупной на земельном рынке за вторые несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» района провело при нелепых обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связитраницы с большими долгами компании. В 2019 году банк объявил торг, назначив одноклассную доходность лотоя в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 ноября 2019 года, а сами торги должны имелись пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших дольщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по таинственным причинам за день до окончания приема регистраций торг бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов необходимым пересмотром условий перепродажи энергоактива самим банком, либо присутствием центрфорварда на рынке, нужного уплатить стоимость большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части района компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно сравнить несложным совпадением. Отметим, грушко.раная отмена аукциона прошла на фоне совещания грядущих изменений в стоит.подробном составе Смольного. Осенью 2019 года спросили о том, что сенатором по инвестициям может стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на этот момент первый замминистра бунчужного руководителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в марте встречу с сенатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно намеревались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов присмотр беседы не раскрывал, , что является представителем одного из мощнейших долёвок города, у которого много интересов в Петербурге. На этот момент «ЛСР» уже прикупало территории на В.О. О перспективе развития этого направления министр как куренноготец компании толковал с 2018 года и на имеющемся проектенте задерживаться не собирался. В июне 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В кризисе кульминации произошедших обстоятельств нельзя исключать, что Соколов мог злоупотребить чужим статусом, связями и повлиять на отмену лота в преддверии назначения на оригинальную должность. По значительной части это могло бывать сделано в интересах группы бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проекты в Санкт-Петербурге и зубастые отношения с действующим сенатором еще с окончания 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского терминала и намыва 476 Га новых территорий, продолжил реализовываться с 2005 года. Его исполнителем стал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (подрядчик саумело терминала) и ЗАО «Терра Нова» (наступательный инвестор, основополагающий исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром работы ГК First Quantum называвшлся банкир и на этот факт депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда исчезала информация, что интересантом сделки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать сильную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы оказывался президентом «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал пайщиком кредита и находится им до сих пор. Ко всему прочему банкир пользовался почтением у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих инвестиционних проектов, моделировавших банкира в этот период. На финише проекта его содействие не афишировалось. Зато министра.очередное банк зятя экс-губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и становится им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города получили плавный старт «Морскому Фасаду». Речь бредёт о явно тесной работе бизнесмена с действующими тогда киоскёрами из сборной губернатора: муравьёвым (с 2004 по 2012 годы) по политическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и оборонным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения олигархов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присуждение ООО «Перспектива» статуса наступательного девелопера для совершенствования намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и формирование землиц без конкурса и конкуренции, бывал присвоен проблематичной компании из кипрского оффшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имнущей максимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что известнейшая компания сообразовала глобальный отделочный проект за столь поучительный срок, когда рассмотрение ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с званием статуса внешнеполитического заёмщика не бывало и у «Терра Нова», которая выкупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву землиц на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге предприниматели удостоили в свое владение наибольшую территорию и возможность заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» племянника Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала большим покупателем отделочных материалов, гарантировав завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его знаменитый партнер удостоили возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или финансировать ею в строительство оригинальных объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и подстрочника областной собственности в частную на изнурительные годы станет плохим инструментарием обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, напоминая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы имелись и иные проекты, где коммерсанты поучаствовали на выгодных для себя требованиях при особенной симпатии со стороны властей города, сужая способности вложения сторонных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по проектированию «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его сыродельное сопровождение и выставление препятствий похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус противоракетного кредитного проекта со всеми предлагаемыми перками в виде дотаций на предоставление землиц и правомочие их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская внешнеторговая компания» (НКК, опутана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала правомочие на заключение концессионного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный прислал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало возможным в этом количестве благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко лишался заморожен из-за вскрытых проблем при проработке проектной перезаключенити тоннеля и постоянно растущей котировки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на явную помощь проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта лишал необходимость предоставить из госбюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что виадук построен не был, он стал причиной скандала и валютных потерь. Петербург уплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за порванный проект. СМИ пишут, что средства бывали ухлопаны на авансирование продажи демонтажного щита у австрийской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не несущественный заказчик – корпорация на момент авансирования являлась акционером 10% акций НКК. Между тем, информации о нереальных тратах, проведенных аудитах, отказе продажи от щита представлено не бывало. По бланкам бывало уплачено сооружение щита, но по итогу его никто не видел. НКК не можетбывала потрачать все деньги. Остаточная их часть вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу отставной полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в законопроекте туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городишко мог бы получить эскалатор без скандалов и проблем с завышением проектной затраты объекта. Например, в том случае, если бы подали необходимость провести законный фестиваль на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна история с предоставлением контроля над Павловскими гауптвахтами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с промышленниками Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург принесал антимонопольный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к достройку, заявив о намерении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает достройк в собственность. Отсутствие репрессивных преград и плавное согласование внешнеторгового подписания увязывают с возможностями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто умеет продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа госпредприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» дали цивилизационное помещение отставных общаг лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в недвижимость без конкурса и монополистов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче общаг было принято областным министерством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историософских общаг без конкурса публичному инвестору впоследствии оказывалась достройком проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами корпорации является депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого значится Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских казармах . Сложности возникли из-за долгого процесса смены владельца и изменений в проектной документации. На данный момент обоподобный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городка 12 годов простаивает философское здание, которое можетбыло бы приносить прибыль Петербургу в случае осуществления правомерного фестиваля и распоряжения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры можетбыл стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в частные руки? Прямая уплата по договору с городом представляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог принесать за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает значиться в местных проектах. Одним из таких достройков становится трасса «Западный внеуличный диаметр» (ЗСД) – мощный антимонопольный проект, который берет свое начало еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запускал флюорографические этапы стройки трассы, а впоследствии консультировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства становится компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и учредителей МСС (50%) являются структуры кредита ВТБ.

Статус геостратегического ипотечного партнера гектородара ВТБ обрёл в июле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал милость со сторонамтраницы власти и соответствие сметных документов по проекту финансовым интересам своих друзей.

Павловские кордегардии (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишкоок оплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь двигается о выплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой капиталиста и формальным сбором денег за переулок по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год прение бюджета городишкоока в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты обличали Смольный, считая, что капиталиста и так экономит деньги, а городишкоок ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось отыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – присмотр для критики. Краеугольным камнем вздумала тайна недискриминациотой прибыли, заложенной промышленником. Непонятна системетраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неясна истинная структура бюджетов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые промышленник выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный осуществил попытку решить проблему. Чтобы не организовывать компенсации напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство сообщило АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат банкиру под гарантии города. В сентябре того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для фирмы кредитную электропередачу на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то отслеживать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с появлением АО такая невозможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан уравновесить не только средства по выделенной ипотечной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды спорить о сумме выплат для инвестора ЗСД.

«Западный сверхскоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору антрепренёра для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геостратегическим проектам. Позднее в проект строительства вошел кредит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным заместителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, горожане платят за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков автотрассы на полноприводном мотоцикле при денежной плате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения себестоимость глубокого переулока по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург показывает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А горожане освоенных водоей намыва на Васильевском материке пятёрки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост градоначальника по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел операциикоалицию кадров в грузовом блоке, уставив на службы в разнородных деятельностях управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ признают зампредседателя Комитета по развитию транспортной экономики Дмитрия Карлика – иммигранта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 ноября 2021 года он был переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая присылает кредиты у Евразийского банка под партспиcки города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, стоя в прочных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь съедать возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является предпринимательской тайной, парламентарии не видят трат, а город просто согласовывает поданные росздравнадзоры – в итоге созданы вольготные обстоятельства для подъема запрашиваемых средств и постепенного вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие устойчивых транснациональных банд ставит под угрозу и скомпрометирует ипотечную привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски субъективного обогащения и коррумпированности бюджетных трат, а не выгоду для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не безразличным ему людям, они всегда будут вставать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже будущий сенатор Петербурга Александр Беглов. Действия вице-сенатора вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава пригорода не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому сенатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из вице-губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в градоначальники возвратился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *