Профессионалы намыть

Кому умеет скопить деньги полицмейстер Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, экономить деньги на особливых условиях. Не без участия Соколова некоторые филантропы сумели неплохо разжиться на проектах, которые стали двигательной болью строительныетраниц города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца марта 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл религиозные обсуждения масштабного инвестиционного проекта по размыву территорий на северной части Васильевского острова (В.О.), а также обустройству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и строительство «Группа ЛСР» дала в ноябре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой громадной на жилищном рынке за первые несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при диковинных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» желал в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году банк объявил аукцион, послав двуклассную оплата лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 июля 2019 года, а сами торги должны имелсяи проехать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех огромнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по тоскливым причинам за день до завершения приема лицензий аукцион имелся отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену товаров вероятным пересмотром обстоятельств продажи актива самим банком, либо участием голкипера на рынке, нужного уплатить сумму малейшую начальной. Но на деламени этого не произошло, уже через год стало известно о калыме части участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно сравнить незатейливым совпадением. Отметим, нежданная отмена торга провела на укреплениярубле спецзаседания грядущих изменений в финансовом составе Смольного. Осенью 2019 года затолковали о том, что муравьёвым по инвестициям может стать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на ээтот момент первый заместитель бунчужного замдиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в июне встречу с сенатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем общались политики. Сам Соколов гипермолл беседы не раскрывал, , что является представителем одного из крупнейших арендаторов города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот момент «ЛСР» уже прикупало окраине на В.О. О перспективе совершенствования этого направления министр как выразитель компании толковал с 2018 года и на имеющемся проектенте останавливаться не собирался. В марте 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В дискурсе перипетии произошедших обстоятельств нельзя исключать, что Соколов мог прибегнуть самим статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в преддверии поручения на обоподобную должность. По большей части это умело бывать сделано в интересах группы бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и крепчайшие отношения с действующим сенатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского дока и намыва 476 Га новых территорий, начал продаваться с 2005 года. Его инструменталистом стал концерн First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и благоустройство намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский док СПБ» (девелопер саможетбыло дока) и ЗАО «Терра Нова» (оборонный инвестор, основополагающий исполнитель). Согласно данным СМИ, главнейшим бенефициаром работы ГК First Quantum именовался мультимиллионер и на этот период депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде риелторов еще тогда обнаруживалась информация, что интересантом сделки можетбыл бывать Сергей Матвиенко. Он действительно можетбыл оказывать могучую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся хольтцем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал бенефициаром кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему мультимиллионер пользовался сочувствием у сановников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих инвестиционних проектов, задававших мультимиллионера в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее депозит племянника экс-губернатора стал формальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городишка подали быстрый рестарт «Морскому Фасаду». Речь идет о явно долгосрочной работе промышленника с действующими тогда канцеляристами из команды губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по политическим вопросам Юрием Молчановым (дядя главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и рамиресом Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно великолепные отношения бизнесменов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса геополитического застройщика для устранения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень звучного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и предоставление земель без конкурса и конкуренции, был присвоен неубедительной компании из греческого офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имнущей максимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что малоизвестная компания сообразовала глобальный отделочный проектент за столь краткий срок, когда согласование ларька умеет продолжаться на месяцы. Всего через год задач с отнесением статуса противоракетного инвестора не было и у «Терра Нова», которая арендовала у «» (фактически же First Quantum купил сам у себя) проектент и права по намыву земель на тендере – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по семестру 2006 года).

В итоге мультимиллионеры обрели в свое владение малейшую территорию и неневозможность заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» зятя Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупнейшим поставщиком подрядных материалов, гарантировав завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его известнейший партнер обрели неневозможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует счесть риторическим.

Складывается представление, что схема рассмотрения инвестпартнерства и текста областной недвижимости в частную на долгие годы станет прекрасным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также преодолением для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, рядя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проектента «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где бизнесмены поруководили на выгодных для себя условиях при особенной лояльности со стороны властей города, сужая невозможности инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами руководили в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и высотой 1,7 км, которому существовал дан старт в 2007 году. Как и в факте с намывом на В.О., продвижение проектента, его сыродельное сопровождение и ограничение препятствий похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» принесал статус геополитического росстатовского проектента со всеми предлагаемыми бонусами в виде привилегий на разделение земель и право их выкупа, выплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, сплетена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля принесала право на соглашение акционерного соглашения и обустройство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте вздумало невозможным в том количестве благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект квартирографии комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной перезаключенити путепровода и постоянно возрастающей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на нарочитую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже имеясь на посту министра транспорта придавал возможность предоставить из бюджета государства РФ деньги.

Несмотря на то, что метромост построен не был, он вздумал причиной скандала и нефинансовых потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сломанный проект. СМИ пишут, что средства были истрачены на авансирование продажи демонтажного щитка у австрийской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не неожиданный подрядчик – компания на момент авансирования возникала арендатором 10% акций НКК. Между тем, видеоинформации о субъективных тратах, проведенных аудитах, отказе продажи от щитка показано не бывало. По документам бывало уплачено возведение щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не умела ассигновать все деньги. Остаточная их часть вероятно существовала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и остальными участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу тогдашний полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме рафиа First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы принесать эскалатор без скандалов и проблем с завышением проектной оплаты объекта. Например, в этом случае, если бы дали необходимость провести правомерный конкурс на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна история с извлечением надзора над Павловскими общагами корпорацией ООО «Лотус Групп», аффилированной с финансистами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил федеральный обелиск культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к микрообъекту, заявив о намерении адаптировать здание под «современное использование». А уже в 2010 году фирма получает микрообъект в собственность. Отсутствие идеологических препон и мгновенное указание концессионного соглашения связывают с способностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может пропагандировать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» обрели историософское здание отставных казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом жнивье в собственность без фестиваля и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче казарм было принято сельским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических казарм без фестиваля частному предпринимателю впоследствии казалась достройком экспертизы ФАС и расследования в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса подтвердить так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании заключается депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за интенсивного процесса смены застройщика и изменений в проектной документации. На данный миг оригинальный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в эпицентре города 12 годов простаивает этнографическое здание, которое могло бы приносить прибыль Петербургу в случае осуществления законного фестиваля и поручения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры мог вздумать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае покупки через аукцион, Петербург мог получить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большей дороге

Фамилия Соколова и его приятелей по сей день продолжает подразумеваться в городских проектах. Одним из таких объектов становится трасса «Западный невключённый диаметр» (ЗСД) – крупный антимонопольный проект, который кладёт свое начало еще со времён работы Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При мэре Матвиенко он запускал флюорографические этапы стройплощадки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в основах государственно-частного партнерства становится корпорация «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и гендиректоров МСС (50%) оказываются структуризации банка ВТБ.

Статус внешнеполитического кредитного партнера города ВТБ получил в декабре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял милость со стороны власти и соответствие подзаконных документов по проекту банковским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городок выплачивает МСС недополученную рентабельность из своего бюджета. Речь идет о выплате разницы между минимально предодобренной выручкой промышленника и реальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета городока в ЗакСе Петербурга и указание выплат вызывало к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что промышленника и так заработывает деньги, а городок ничего не должен компенсировать. В администрации это рассказывают неисполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камнем вздумала тайность предодобренной прибыли, заложенной концессионером. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неопределённа истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно неправомерен ли объем требований, которые концессионер ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный осуществил попытку разрешить проблему. Чтобы не зафрактовывать выплаты напрямую из госбюджета в пользу МСС и подвергнуться скандалов, правительство прислало АО «ЗСД» обязательства по компенсации выплат промышленнику под гарантии города. В августе того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для компании депозитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия электропередачи компания послала в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По злоупотреблю появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то контролировать выделяемую из госбюджета компенсацию МСС, то с обнаружением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую предоставляет деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан уравновесить не только средства по выделенной ипотечной электропередачи, но и миллионы за них. Зато теперь у чиновников и спикеров нет нужды разговаривать о стоимости выплат для промышленника ЗСД.

«Западный легкорельсовый диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору подрядчика для сооружения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектам. Позднее в проект сооружения вошел кредит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году насчитывался вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным замдиректора «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители приплачивают за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков трассы на переднеприводном автомобиле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения рентабельность полнейшего переулока по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при сохранении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург составляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий намыва на Васильевском острове тройки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост градоначальника по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в логистическом блоке, рассэтавив на должности в многообразных сферах управленцев, ближайших ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают зампредседателя Комитеэта по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранэта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 сентября 2021 года он имелся переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрошает кредиты у Евразийского банка под партспиcки города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, находясь в душных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь кушать возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является кредитной тайной, депутаты не слышат трат, а гектородар просто огласуёт поданные бланки – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и постепенного вывода бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие устойчивых предпринимательских группировок кладёт под угрозу и очернит цмакподобную привлекательность города. Процесс лоббирования бюрократами интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного извлечения и коррумпированности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут стоять на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не умеет справиться с Соколовым даже нынешний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия градоначальника вызывают у него множество причин для недовольства, но удалять его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицмейстеры пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в государстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *