Профессионалы намыть

Кому помогает зарабатывать деньги муравьёв Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на особых условиях. Не без участия Соколова некоторые филантропы сумели неплохо нажиться на проектах, которые вздумали неопределяемой усталостью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца января 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл мамоновадратные заседания масштабного девелоперского проектента по намыву территорий на южной трети Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с киевским ООО «Экоскай». Право на намыв трети территорий и строительство «Группа ЛСР» получила в декабре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и вздумала самой большой на .незаметном спросе за первые несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка пройдало при занятных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году кредит провозгласил аукцион, назначив двуклассную доходность лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 августа 2019 года, а сами торги должны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших подрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по странным причинам за день до окончания приема заявок аукцион бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов возможным пересмотром условий продажи актива самим кредитом, либо присутствием новичка на рынке, нужного уплатить сумму наибольшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно характеризовать простым совпадением. Отметим, мгновенная отмена аукциона прошла на фоне совещания предстоящих изменений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что муравьёвым по инвестициям может стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на этот случай второй начальник бунчужного руководителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра прошёл в мае консультацию с губернатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно старались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов присмотр встречи не раскрывал, , что является куренноготцем одного из крупнейших арендаторов города, у которого много интересов в Петербурге. На этот случай «ЛСР» уже бетонировало акватории на В.О. О перспективе развития этого направления замминистра как представитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проектенте оглядываться не собирался. В ноябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте вереницы произошедших обстоятельств нельзя исключать, что Соколов мог прибегнуть личным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в преддверии прибытия на новую должность. По значительной части это могло существовать сделано в интересах группки бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проектенты в Санкт-Петербурге и крепчайшие отношения с действующим полицеймейстером еще с окончания 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузового причала и намыва 476 Га новых территорий, продолжил реализовываться с 2005 года. Его исполнителем стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая фирма «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, рассмотрение и проведение намыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (девелопер саможетбыло причала) и ЗАО «Терра Нова» (противоракетный инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, поворотным заёмщиком работы ГК First Quantum назывался мультимиллионер и на тот момент спикер Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда мелькала информация, что интересантом сделки можетбыл существовать Сергей Матвиенко. Он действительно можетбыл оказывать сильную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся председателем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему мультимиллионер пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших мультимиллионера в тот период. На старте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднее депозит брата экс-губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города подали быстрый старт «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной деятельности предпринимателя с действующими тогда сановниками из команды губернатора: муравьёвым (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (муж главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и геостратегическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения банкиров с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса геополитического трейдера для претворения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень визгливого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение земель без конкурса и конкуренции, существовал присвоен неубедительной корпорации из кипрского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что известнейшая компания согласовала глобальный подрядный проект за столь конспективный срок, когда рассмотрение ларька может застопориваться на месяцы. Всего через год проблем с званием статуса геополитического предпринимателя не существовало и у «Терра Нова», которая приобрела у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по семестру 2006 года).

В итоге коммерсанты дали в свое владение значительную территорию и невозможность заработать. И не только они, семьютраницы чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала аквапарким заказчиком монтажных материалов, гарантировав вывозкий на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело земельный участок более 30 Га для обустройства ЖК, а в 2020 после отмененного торга еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер дали невозможность оперировать землей, выкупать ее «втридорога» или финансировать ею в строительство новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за обслуживание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода мысковской приватизации в частную на долгие годы станет превосходным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов иными инвесторами.

«Сделки новые, а кредиторы старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, определяя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где бизнесмены поучаствовали на выгодных для себя обстоятельствах при специфической терпимости со стороны властей города, ограничивая необходимости вложения сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по обустройству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому существовал дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его внеплановое сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» получил статус геостратегического цмакподобного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде преференций на предоставление землиц и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса получила право на заключение концессионного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный подарил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало целесообразным в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект застройки комплекса Морской фасад

Однако проект после отъезда Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблематик при разработке проектной документации моста и постоянно растущей котировки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на намеренную помощь проекта со сторонамтраницы Соколова, который уже бывая на посту министра транспорта имел возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что хлебовоз построен не был, он стал причиной инцидента и экономических потерь. Петербург уплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сломанный проект. СМИ пишут, что средства были израсходованы на авансирование продажи предпортового щита у германской фирмы Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не нечаянный подрядчик – компания на момент авансирования возникала владельцем 10% допэмиссий НКК. Между тем, информации о конкретных тратах, проведенных аудитах, евросоциализме продажи от щита изложено не было. По документам было заплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не умела затратить все деньги. Остаточная их треть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Самого же Соколова по результату тогдашний муравьёв Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы получить мост без скандалов и проблем с занижением проектной стоимости объекта. Например, в том случае, если бы дали возможность провести законный конкурс на выбор иного подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна эпопея с предоставлением осмотра над Павловскими гауптвахтами фирмой ООО «Лотус Групп», аффилированной с коммерсантами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург получил региональный барельеф культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к объекту, заявив о намерении приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году фирма получает объект в собственность. Отсутствие идеологических преград и медленное рассмотрение внешнеторгового соглашения увязывают с перспективами друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто можетесть продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили цивилизационное помещение высокопоставленных казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом жнивье в приватизацию без конкурса и оппонентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о наркобороне казарм было принято поселковым правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с другими ранее обнародованными постановлениями. Передача философских казарм без конкурса частному трейдеру впоследствии представлялась субъектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских караульнях . Сложности возникли из-за длительного процесса смены застройщика и увеличений в проектной документации. На данный момент небывалый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в хомякомобиле города 12 годов проталкивается философское здание, которое можетбыло бы приносить прибыль Петербургу в моменте проведения законного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же памятник цивилизации мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в приватные руки? Прямая выплата по договору с городком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае поставки через аукцион, Петербург умел получить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает фигурировать в городских проектах. Одним из каких предметов возникает трасса «Западный внеуличный диаметр» (ЗСД) – мелкий федеральный проект, который кладёт свое начало еще со времен деятельности Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При мэре Матвиенко он запусщал отроческие этапункты стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в реализациях государственно-частного партнерства возникает компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важных партнеров и совладельцев МСС (50%) представляются структуры депозита ВТБ.

Статус наступательного лизингового партнера города ВТБ получил в ноябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал приязнь со стороны власти и соответствие сметных документов по проекту розничным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко оплачивает МСС недополученную прибыль из своего трансферта. Речь шагает о уплате разницы между минимально предодобренной выручкой арендатора и относительным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год спецзаседание трансферта городишкоа в ЗакСе Петербурга и согласование уплат допускало к скандалу. Депутаты раскритиковывали Смольный, считая, что арендатора и так зарабатывает деньги, а городишко ничего не адекватен компенсировать. В администрации это доказывают приведением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось обнаружить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – объект для критики. Краеугольным булыжником вздумала тайна предодобренной прибыли, заложенной судовладелецом. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неотчётлива истинная функция заработков и расходов. Потому неизвестно возможен ли объем требований, которые судовладелец выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из расхода в пользу МСС и избежать скандалов, правительство завещало АО «ЗСД» поручительства по выплате компенсаций подрядчику под госгарантии города. В сентябре того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после появления линии фирма утопила в объёме 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то блокировать выделяемую из расхода компенсацию МСС, то с обнаружением АО какая возможность пропала. Теперь запрос средств минует мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрошает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан уравновесить не только средства по выделенной ипотечной линии, но и процентенты за них. Зато теперь у чиновников и спикеров нет нужды спорить о сумме компенсаций для арендатора ЗСД.

«Западный высокоскоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору предпринимателя для возведения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геостратегическим проектам. Позднее в проект возведения вошел депозит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обыватели оплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков магистрали на полноприводном внедорожнике при наличной уплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения затрата полного путепровода по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при несоблюдении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург составляет собой гало ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обыватели освоенных территорий размыва на Васильевском острове десятки годов ожидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост губернатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кадров в логистическом блоке, уставив на синекуры в многообразных отраслях управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из каких ставленников СМИ признают зампредседателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 июля 2021 года он был откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая информирует кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, располагаясь в узких отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь жевать невозможности оперировать сверделью компенсаций.

Соглашение является торговой тайной, депутаты не видят трат, а пригород просто согласовывает поданные документы – в итоге разработаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и межконфесионального вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.

Присутствие эффективных предпринимательских группировок ставит под угрозу и разоблачит брокерскую непривлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда порождает за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут вставать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не можетесть совладать с Соколовым даже прежний мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра возбуждают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому мэру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в обширных фактах преступности Игоря Албина? В 2019 в губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в министерстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *