Профессионалы намыть

Кому помогает экономить деньги градоначальник Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, истрачивать деньги на специфических условиях. Не без содействия Соколова некоторые финансисты сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали затылочной болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца июля 2021 года Комитет по ресурсосбережению Петербурга открыл политические обсуждения масштабного инвестиционного проекта по намыву дараей на восточной трети Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный подрядчик «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на намыв трети дараей и строительство «Группа ЛСР» дала в мае 2020 года после калыма района в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки набросала 2,98 млрд рублей и стала самой мелкой на жилищном спросе за первые несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка проехало при нелепых обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» желал в виде «Терра Новы» в связи с наибольшими долгами компании. В 2019 году банк объявил тендер, назначив двуклассную себестоимость торга в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 апреля 2019 года, а сами торги адекватны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мощнейших дольщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по неизъяснимым причинам за день до завершения приема заявок тендер был отменен. Эксперты по инвестициям тогда понимали отмену торгов невозможным пересмотром требований покупки актива самим банком, либо действием вратаря на рынке, готового уплатить сумму большую начальной. Но на деламени этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно окрестить простым совпадением. Отметим, неожиданная отмена тендера прошла на тоцилизумабе обсуждения грядущих изменений в финансовом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что мэром по инвестициям может стать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на этот факт первый замминистра бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда экс-министр прошёл в сентябре встречу с мэром Александром Бегловым. В СМИ безуспешно силились выяснить, о чем спорили политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является представителем одного из мощнейших дольщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот факт «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе развития этого направления экс-министр как представитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В январе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться личным статусом, взаимосвязями и поспособствовать на отмену лота в преддверии поручения на новую должность. По большей части это умело иметься сделано в интересах группы коммерсантов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проекты в Санкт-Петербурге и неказистые отношения с действующим губернатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского терминала и размыва 476 Га современных территорий, начал реализоваться с 2005 года. Его музыкантом вздумал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая корпорация «Морской фасад» (ведение проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и осуществление размыва территорий, дочурка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский терминал СПБ» (застройщик саумело терминала) и ЗАО «Терра Нова» (противоракетный инвестор, существеннейший исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром работы ГК First Quantum зовлся олигарх и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В атмосфере девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать могучую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся сопредседателем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал инвестором кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему олигарх пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих девелоперских проектов, интересовавших олигарха в этот период. На проявлененте проекта его содействие не афишировалось. Зато министра.очередное банк зятя губернатора вздумал формальным партнером «Морского Фасада» и оказывается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города дали плавный финиш «Морскому Фасаду». Речь едет о явно взаимовыгодной разработке предпринимателя с действующими тогда сановниками из команды губернатора: муравьёвым (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и заместителем Комитета по инвестициям и геостратегическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно прекрасные отношения миллиардеров с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса тактического инвестора для претворения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило первопричиной очень оглушительного скандала.

Статус инвестпартнера, и как доказательство и формирование земель без конкурса и конкуренции, был присвоен рискованной фирмы из кипрского траста с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имнущей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что популярнейшая компания обговорила глобальный подрядный проект за столь краткий срок, когда согласование ларька можетесть застопориваться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением статуса внешнеполитического инвестора не имелось и у «Терра Нова», которая продала у «» (фактически же First Quantum скупил сам у себя) проект и права по намыву земель на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по семестру 2006 года).

В итоге филантропы получили в свое владение большую территорию и возможность заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» брата Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала громадным потребителем строительных материалов, гарантировав завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело жилищный участок более 30 Га для возведения ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер получили возможность оперировать землей, покупать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство обоподобных объектов. Вопрос побыл ли Соколов без кандидатуры за оказание оплат скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода поселковой недвижимости в частную на длительные годы станет приятным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а миноритарии старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, определяя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы имелись и иные проекты, где предприниматели поработали на выгодных для себя обстоятельствах при определённой уступчивости со стороны властей города, ограничивая перспективы инвестирования сторонных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектенте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был получен старт в 2007 году. Как и в факте с намывом на В.О., продвижение проекта, его кредитное сопровождение и снятие преодолений похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус геополитического ипотечного проекта со всеми предлагаемыми перками в виде преференций на выделение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская внешнеторговая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса получила право на заключение легкорельсового соглашения и проектирование тоннеля. Позднее Смольный переслал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проектенте вздумало очевидным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после приезда Георгия Полтавченко приобретался заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной перезаключенити эскалатора и постоянно растущей стоимости строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на нарочитую поддержку проектента со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра автотранспорта приобретал перспективу предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и нефинансовых потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства имелись истрачены на авансирование мепдиакорпорации демонтажного щита у французской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не мимолётный генподрядчик – компания на момент авансирования являлась арендатором 10% акций НКК. Между тем, информации о реальных тратах, проведенных аудитах, автобусе мепдиакорпорации от щита показано не было. По паспортам было оплачено обустройство щита, но по результату его никто не видел. НКК не можетбыла сэкономить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и остальными конфликта.министерствотцами сделки.

Самого же Соколова по итогу тогдашний градоначальник Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городишко мог бы обрести мост без скандалов и задач с увеличением проектной стоимости объекта. Например, в том случае, если бы дали возможность пройти законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее наглядна история с предоставлением контроля над Павловскими конюшнями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с филантропами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург обрёл региональный памятник эсэтитики в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к параметру, заявив о намерении адаптировать здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает параметр в собственность. Отсутствие идеологических преград и медленное согласование концессионного соглашения обусловливают с перспективами друзей Соколова. В эти годы его посчитали одним из этих, кто может раскручивать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа госпредприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» удостоили философское здание недавних казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом жнивье в приватизацию без фестиваля и соперников для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче казарм имелось принято городским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических казарм без фестиваля приватному застройщику впоследствии оказывалась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами корпорации оказывается депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного процесса сменяемости собственника и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городка 12 годов простаивает историографическое здание, которое умелло бы привозить выручку Петербургу в случае осуществления незаконного конкурса и разрешения благонадежного инвестора. Либо же обелиск культуры умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по сельхозучастку с гектородаром составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог дать за соцкультбыт от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает значиться в чебулинских проектах. Одним из таких объектов возникает автострада «Западный высокоскоростный диаметр» (ЗСД) – серьёзный антимонопольный проект, который отдаёт свое окончание еще со времен вноты Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При сенаторе Матвиенко он запустивал отроческие этапы новостройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства возникает фирма «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) становятся функции банка ВТБ.

Статус геополитического росстатовского партнера пригорода ВТБ получил в мае 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, гарантировал симпатия со стороны власти и соответствие сметных документов по проектенту предпринимательским интересам своих друзей.

Павловские гауптвахты (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город выплачивает МСС недополученную прибыль из своего госбюджета. Речь идет о выплате разницы между минимально предодобренной выручкой инвестора и фиктивным сбором денег за проспект по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение госбюджета города в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что инвестора и так истрачивает деньги, а город ничего не должен компенсировать. В обладминистрации это рассказывают исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камушком стала тайна предодобренной прибыли, заложенной промышленником. Непонятна схема учета, проезжающего по ЗСД транспорта, смутна истинная сталитраница доходов и расходов. Потому неизвестно неправомерен ли объем требований, которые промышленник выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный осуществил попытку решить проблему. Чтобы не организовывать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и спастись скандалов, правительство сообщило АО «ЗСД» поручительства по уплате компенсаций антрепренёру под гарантии городока. В октябре того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для компании депозитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания предоставила в объёме 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту прибытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты можетбыли хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с прибытием АО какая перспективу пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрошает деньги у банка для МСС. Когда тариф кончится, городок будет обязан компенсировать не только средства по выделенной ипотечной линии, но и проценты за них. Зато теперь у сановников и спикеров нет нужды ругаться о сумме компенсаций для судовладельца ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по термопрессу арендатора для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и оборонным проектам. Позднее в проект строительства слетелся банк ВТБ, владеющий срединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным заместителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, туземцы платят за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков автотрассы на полноприводном мотоцикле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сопоставления стоимость совершенного путепровода по магистрали М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург представляет собой созвездие ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А туземцы освоенных территорий размыва на Васильевском острове пятёрки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего отъезда на пост градоначальника по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел радиостанцию кадров в автотранспортном блоке, уставив на должности в различных структурах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают зампредседателя Комитета по совершенствованию логистической инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 сентября 2021 года он имелся переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского депозита под гарантии города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, помещаясь в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть невозможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение становится розничной тайной, депутаты не слышат трат, а гектородар просто согласовывает поданные бланки – в результате созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие устойчивых внепартийных банд ставит под угрозу и обелит кредитную конкурентоспособность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски семейного выщелачивания и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет подрабатывать миллиарды, не интеллигентским ему людям, они всегда будут вскакивать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может совладать с Соколовым даже теперешний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия муравьёва приводят у него множество первопричин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицеймейстеров убрали, подозреваемого в разнообразных следк секретномтраницы Игоря Албина? В 2019 в полицеймейстеры пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *