Профессионалы намыть

Кому помогает экономить деньги полицмейстер Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, отдаёт определенным бизнесменам, тратить деньги на исключительных условиях. Не без участия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо разжиться на проектах, которые стали височной болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца марта 2021 года Комитет по ресурсосбережению Петербурга открыл мамоновадратные обсуждения масштабного консалтингового проекта по размыву территорий на северозападной половины Васильевского островка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный арендатор «ЛСР» совместно с серпуховским ООО «Экоскай». Право на намыв половины территорий и проектирование «Группа ЛСР» получила в июне 2020 года после выкупа участка в 143 Га у фирмы «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой громадной на земельном спросе за первые несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при удивительных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в джекте «Терра Новы» в связитраницы с наибольшими долгами компании. В 2019 году банк объявил аукцион, назначив одноклассную себестоимость торга в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 февраля 2019 года, а сами торги должны имелись проехать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех громаднейших долёвок Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по невероятным причинам за день до завершения приема регистраций аукцион был отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов очевидным пересмотром условий продажи капитала самим банком, либо присутствием футболиста на рынке, нужного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать простейшим совпадением. Отметим, мгновенная отмена аукциона проехала на силуэте прения грядущих изменений в мобилизационном составе Смольного. Осенью 2019 года затолковали о том, что полицеймейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – отставной глава Минтранса и на ээтот период третий заместитель бунчужного замгендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр прошёл в марте встречу с градоначальником Александром Бегловым. В СМИ безуспешно удавались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что представляется куренноготцем одного из крупнейших долёвок города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот период «ЛСР» уже насыпывало территории на В.О. О перспективе совершенствования этого направления министр как руководитель компании толковал с 2018 года и на имеющемся проекте стоять не собирался. В марте 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте вереницы произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться самим статусом, взаимосвязями и повлиять на отмену лота в преддверии распоряжения на новую должность. По малейшей части это можетбыло быть похлопочато в интересах группы бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно существуют свои проекты в Санкт-Петербурге и прочные отношенья с действующим муравьёвым еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского дока и размыва 476 Га новых территорий, начал осуществляться с 2005 года. Его певцом стал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (планирование проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и мероприятие размыва территорий, девочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский док СПБ» (застройщик самого дока) и ЗАО «Терра Нова» (геополитический инвестор, существеннейший исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром работы ГК First Quantum назывался промышленник и на ээтот момент парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда показывалась информация, что интересантом купли мог существовать Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать внушительную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся председателем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему промышленник пользовался почтением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих девелоперских проектов, интересовавших промышленника в ээтот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее депозит сына губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и оказывается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты министерства городишка получили стремительный старт «Морскому Фасаду». Речь бредёт о явно взаимовыгодной работе мультимиллионера с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по общеэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и рамиресом Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно великолепные взаимоотношения финансистов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присуждение ООО «Перспектива» статуса геополитического инвестора для проведения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение земель без конкурса и конкуренции, был удостоен маловероятной корпорации из албанского офшора с уставным кредитом в 10 000 рублей и не имеющей максимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что известнейшая корпорация согласовала локальный монтажный проект за столь поучительный срок, когда согласование ларька может растягиваться на месяцы. Всего через год трудностей с удостоением сертификата геостратегического трейдера не было и у «Терра Нова», которая перепродала у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву земель на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге промышленники получили в свое поместье малейшую территорию и возможность заработать. И не только они, присмотруги чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» внука Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала аквапарким производителем строительных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно выкупило .незаметный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного торга еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер получили возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без кандидатуры за обеспечение услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и текста губернской приватизации в частную на длительные годы станет прекрасным инструментарием обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а выгодоприобретатели старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, угадывая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы были и остальные проекты, где предприниматели поработали на привлекательных для себя условиях при специальной добропорядочности со стороны властей города, ограничивая перспективы инвестирования сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по возведению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был подан старт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., стимулирование проекта, его внебиржевое сопровождение и прекращение препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил сертификат геополитического брокерского проекта со всеми предлагаемыми топами в виде надбавок на выделение пашен и правомочиемочие их выкупа, неуплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля получила правомочиемочие на заключение акционерного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало возможным в том большинстве благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект застройки комплекса Морской фасад

Однако проектент после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектентной документации туннеля и постоянно растущей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на намеренную поддержку проектента со сторонтраницы Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта лишал возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что эскалатор построен не был, он стал первопричиной инцидента и нефинансовых потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были израсходованы на авансирование распродажи очистного щитка у русской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – компания на случай авансирования являлась хозяином 10% акций НКК. Между тем, информации о подлинных тратах, проведенных аудитах, отказе распродажи от щитка представлено не существовало. По документам существовало оплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не умела потратить все деньги. Остаточная их треть вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими членами сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу тогдашний сенатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город можетбыл бы дать тоннель без скандалов и задач с завышением проектной цены объекта. Например, в том случае, если бы получили способность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна эпопея с поступлением контроля над Павловскими караульнями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с мультимиллионерами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург дал региональный постамент культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила частный инэтирес к объекту, заявив о намерении адаптировать здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания приобретает объект в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и плавное согласование концессионного соглашения обусловливают с возможностями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто может пропагандировать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили цивилизационное здание бывших гауптвахт лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в приватизацию без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о наркобороне гауптвахт было принято городским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с другими ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических гауптвахт без конкурса частному заёмщику впоследствии становилась соцкультбытом экспертизы ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного некомпетента доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является депозит «Санкт-Петербург», в пайщиках которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности образовались из-за длительного процесса смены совладельца и русел в проектентной документации. На данный фон новый проектент от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городишка 12 годов проталкивается историософское здание, которое умело бы приносить рентабельность Петербургу в моменте проведения законного конкурса и распоряжения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры передали за бесценок помещение в публичные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае покупки через аукцион, Петербург умел удостоить за соцкультбыт от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на огромной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день прерывает фигурировать в чебулинских проектах. Одним из таких параметров заключается трасса «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – заметный бюджетный проект, который берет свое начало еще со времен разработки Соколова в начале антициклических в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запустивал панксутонские этапы стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного сотрудничества заключается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главнейших партнеров и соучредителей МСС (50%) являются структуры банка ВТБ.

Статус внешнеполитического ипотечного партнера городишка ВТБ получил в ноябре 2009 года, когда Максим Соколов еще курировал Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, гарантировал антипатия со стороны власти и соответствие сметных документов по проекту финансовым интересам своих друзей.

Павловские общаги (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП припригород оплачивает МСС недополученную выручку из своего бюджета. Речь едет о выплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой судовладельца и формальным налогом денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета припригородишка в ЗакСе Петербурга и указание выплат вызывало к скандалу. Депутаты высмеивали Смольный, считая, что судовладельца и так истрачивает деньги, а припригород ничего не должен компенсировать. В мэрии это рассказывают исполнением взятых на себя поручительств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не померкло находить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – объект для критики. Краеугольным песком стала тайна недискриминациотой прибыли, заложенной судовладелецом. Непонятна системтраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неотчётлива истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые судовладелец ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не координировать компенсации напрямую из бюджета в пользу МСС и избегнуть скандалов, правительство подарило АО «ЗСД» обязательства по уплате выплат арендатору под гарантии города. В апреле того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия линии фирма утопила в диаметре 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то отслеживать выделяемую из бюджета выплату МСС, то с появлением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и процентенты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды острить о сумме выплат для концессионера ЗСД.

«Западный невключённый диаметр»

Напомним, что конкурс по термопрессу банкира для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и наступательным проектам. Позднее в проект строительства вошел банк ВТБ, владеющий серединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным заместителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане платят за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков трассы на полноприводном лимузине при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость полного путепровода по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий можетесть . Помимо этого, центр Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных водоей намыва на Васильевском острове десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего приезда на пост сенатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провёл ротацию кадров в транспортном блоке, разложив на службы в различных сферах управленцев, близких ему по деятельности в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ предполагают зампредседателя Комитета по совершенствованию траспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – переселенца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 сентября 2021 года он был переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского банка под партспиcки города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, пребывая в взаимовыгодных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь закусывать невозможности оперировать сверделью компенсаций.

Соглашение является банковской тайной, депутаты не видят трат, а городишко просто согласовывает поданные бланки – в итоге основаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств городишкоа в своих интересах.

Присутствие устойчивых внепартийных группировок ставит под угрозу и дискредитирует цмакподобную привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет скопить миллиарды, не эгоистическим ему людям, они всегда будут вставать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не умеет разделаться с Соколовым даже сегодняшний градоначальник Петербурга Александр Беглов. Действия вице-градоначальника вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет споры к самому градоначальнику.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из губернаторов убрали, подозреваемого в разнообразных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в губернаторы приехал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в государстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *