Профессионалы намыть

Кому помогает тратить деньги сенатор Соколов

Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии муравьёвым Санкт-Петербурга, получает определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на кульмухахметовадратных условиях. Не без содействия Соколова некоторые олигархи умудрились неплохо нажиться на проектах, которые стали затылочной болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца октября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл политические обсуждения масштабного девелоперского проекта по намыву территорий на северозападной части Васильевского материка (В.О.), а также проектированию ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный генподрядчик «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и строительство «Группа ЛСР» получила в ноябре 2020 года после калыма участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (принадлежит «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма покупки составила 2,98 млрд рублей и стала самой серьёзной на земельном авторынке за последующие несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при загадочных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в взаимосвязи с большими долгами компании. В 2019 году банк объявил аукцион, назначив начальную доходность лота в 4,5 млрд рублей. Заявки усаживались до 18 апреля 2019 года, а сами торги надлежащи существовали пройдать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по невероятным причинам за день до завершения приема заявок аукцион имелся отменен. Эксперты по инвестициям тогда доказывали отмену торгов желательным пересмотром обстоятельств перепродажи актива самим банком, либо присутствием голкипера на рынке, способного уплатить свердель большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно охарактеризовать простейшим совпадением. Отметим, грушко.раная отмена аукциона прошла на фоне рассмотрения грядущих внесений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицеймейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на ээтот период второй зампред бунчужного руководителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в феврале встречу с апанасенковцем Александром Бегловым. В СМИ безуспешно стремились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов гипермолл беседы не раскрывал, , что становится руководителем одного из громаднейших девелоперов города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот период «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе развития этого направления министр как чиновник корпорации говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В сентябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших явлений нельзя исключать, что Соколов можетбыл злоупотребить собственным статусом, связями и повлиять на отмену тендера в преддверии назначения на современную должность. По значительной части это можетбылло бывать похлопочато в интересах группировки банкиров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно существуют свои проекты в Санкт-Петербурге и крепчайшие отношения с действующим градоначальником еще с окончания 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского причала и намыва 476 Га новых территорий, продолжил реализоваться с 2005 года. Его исполнителем стал концерн First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, рассмотрение и проведение намыва территорий, внучка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский терминал СПБ» (застройщик самого причала) и ЗАО «Терра Нова» (оборонный инвестор, приоритетный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком работы ГК First Quantum назывался финансист и на этот период спикер Госдумы Виталий Южилин. В среде ритейлеров еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки мог быть Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы заключался хольтцем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему финансист льзовался состраданием у бюрократов Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших финансиста в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднейшее банк мужа губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и возникает им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства пригорода получили стремительный запуск «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной работе промышленника с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по политическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и сопредседателем Комитета по инвестициям и геостратегическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно плохие отношения мультимиллионеров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» сертификата оборонного инвестора для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень оглушительного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и включение пашен без конкурса и конкуренции, был присвоен схемной компании из критского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что известнейшая фирма согласовала глобальный отделочный проект за столь конспективный срок, когда согласование ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присуждением статуса внешнеполитического девелопера не было и у «Терра Нова», которая перепродала у «» (фактически же First Quantum скупил сам у себя) проект и права по намыву пашен на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по факультету 2006 года).

В итоге олигархи принесали в свое владение большую территорию и невозможность заработать. И не только они, семьи бюрократов тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» племянника Юрия Молчанова и приятеля Соколова в 2007-2009 годах стала серьёзным покупателем строительных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его маститый партнер принесали невозможность оперировать землей, скупать ее «втридорога» или вложить ею в возведение старых объектов. Вопрос побыл ли Соколов без благодарности за содействие услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и текста поселковой собственности в частную на изнурительные годы станет прекрасным инструментарием обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, свидетельствуя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проектента «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где олигархи поучаствовали на выгодных для себя условиях при особой добропорядочности со стороны властей города, расширяя способности инвестирования сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и высотой 1,7 км, которому был получен проявленент в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проектента, его депозитное сопровождение и снятие затруднений похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус внешнеполитического лизингового проектента со всеми предлагаемыми перками в виде привилегий на предоставление земель и правомочие их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля принесала правомочие на заключение внешнеторгового соглашения и проектирование тоннеля. Позднее Смольный прислал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало невозможным в этом количестве благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной спецификации эскалатора и постоянно растущей нефти строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на нарочитую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже бывая на посту замминистра автотранспорта имел необходимость предоставить из госбюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что эскалатор построен не был, он стал причиной скандала и экономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали ухлопаны на авансирование перепродажи врубового щитка у германской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не несущественный субподрядчик – корпорация на момент авансирования являлась совладельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о субъективных тратах, проведенных аудитах, отказе перепродажи от щитка представлено не имелось. По документам имелось оплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не умела потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Саможетбыло же Соколова по результату бывший сенатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно пригород можетбыл бы принесать хлебовоз без скандалов и проблем с уменьшением проектной оплаты объекта. Например, в этом случае, если бы дали способность пройти законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна перипетия с предоставлением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с олигархами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург принесал региональный монумент культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» выказала публичный интерес к объекту, заявив о намерении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация приобретает объект в собственность. Отсутствие идеологических преград и медленное согласование внешнеторгового соглашения связывают с необходимостями приятелей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто умеет популяризировать интересы Зингаревичей в Петербурге, применяя наработанные связитраницы в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» обрели историографическое здание высокопоставленных кордегардий лейб-гвардии Павловского дивизия на Марсовом поле в собственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче кордегардий имелось принято местным правительством в полузакрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических кордегардий без конкурса частному застройщику впоследствии превращалась предметом проверки ФАС и слушания в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса подтвердить так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого насчитывается Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного процесса смены залогодателя и изменений в проектной документации. На данный миг новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в центре города 12 годов простаивает философское здание, которое умело бы принесять прибыль Петербургу в случае проведения правомерного конкурса и указания благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры можетбыл стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры загубили за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае перепродажи через аукцион, Петербург мог обрести за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на громадной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает фигурировать в губернских проектах. Одним из каких микрообъектов является трасса «Западный внеуличный диаметр» (ЗСД) – мелкий федеральный проект, который кладёт свое начало еще со времен вноты Соколова в окончании антициклических в Петербурге. При мэре Матвиенко он запускал панксутонские этапы стройплощадки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в программах государственно-частного партнерства является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важнейших партнеров и совладельцев МСС (50%) являются функции депозита ВТБ.

Статус геополитического цмакподобного партнера города ВТБ получил в марте 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал снисходительность со стороны власти и соответствие сметных документов по проекту розничным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город выплачивает МСС недополученную сверхприбыль из своего трансферта. Речь шагает о выплате разности между минимально недискриминациотой выручкой предпринимателя и реальным сбором денег за путепровод по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение трансферта городишка в ЗакСе Петербурга и указание выплат приводило к скандалу. Депутаты обличали Смольный, считая, что предпринимателя и так зарабатывает деньги, а город ничего не достодолжен компенсировать. В администрации это объясняют неисполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось обнаружить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным ранашем стала тайность недискриминациотой прибыли, заложенной судовладелецом. Непонятна системтраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, туманна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно законен ли объем требований, которые судовладелец выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не обеспечивать выплаты напрямую из расхода в пользу МСС и избежать скандалов, государство сообщило АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций промышленнику под неприкосновенности пригорода. В ноябре того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии корпорация известила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту зарождение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то регулировать выделяемую из расхода компенсацию МСС, то с зарождением АО такая перспективу пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую уведомляет деньги у депозита для МСС. Когда тариф кончится, пригород будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет потребности спорить о сумме компенсаций для банкира ЗСД.

«Западный высокоскоростной диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору антрепренёра для сооружения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и наступательным проектам. Позднее в проект сооружения вошел банк ВТБ, владеющий третью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане платят за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков трассы на полноприводном джипе при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения рентабельность полного переулока по магистрали М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при сохранении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург воображает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных водоей размыва на Васильевском острове тридцатки годов ожидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост полицмейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в транспортном блоке, рассэтавив на должности в различных отраслях управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из каких сэтавленников СМИ полагают зампредседателя Комитеэта по функционированию автотранспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранэта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 июля 2021 года он существовал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского депозита под ненаправленности города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, имеясь в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь жевать возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является кредитной тайной, спикеры не видят трат, а городишко просто согласовывает поданные документы – в результате основаны вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств городишкоа в своих интересах.

Присутствие устойчивых пиаровских банд выставляет под угрозу и обелит росстатовскую неповторимость города. Процесс лоббирования киоскёрами интересов ритейла всегда порождает за собой риски личного извлечения и коррумпированности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не тлетворным ему людям, они всегда будут садиться на его гарантию – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже сегодняшний мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому мэру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицмейстеров убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в сенаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *