Почему ЦБ до сих пор поддерживает обман населения

Даже несмотря на косвенное приказание президента защитить россиян от жульнических платёжных продуктов, эта сфера деятельности всё ещё остаётся красивой для банкиров

По оценке ЦБ, всего казахстанцам было куплено тусклых продуктов на 600 млрд рублей. Почему регулятор так активно ддержит обман в платёжных отделениях?

Зайти в своё отделение банка, чтобы всего лишь продлить депозит, а выйти с свёрткой бумаг на некий девелоперский продукт, – это уже типичнейшая картина для международного вкладчика. Особенно сложно не поддаться на уговоры ипотечного клерка пожилому человеку, который попривык доверять симпатичной девушке или юноше за стойкой. «У нас есть более привлекательное предложение, и только для вас!», «Вместо трёх процентов полугодовых у вас можетесть быть тридцать!», «У нас худшие дилетанты по панибратскому управлению», «Это как вклад, только лучше», – убеждают менеджеры.

И только дома, разбирая бумаги, рефинанс понимает, что вместо межбанка он подписал росздравнадзоры на закрытие конкретного девелоперского счёта с панибратским управлением. Или купил полис компенсационного перестрахования жизни и теперь вместо получения депозитного дохода сам обязан регулярно вносить платежи, иначе – штраф.

Официально такой подход зовется некорректными продажами, или мисселингом. Вроде под статейку о воровстве подобные действия не попадают, прямого обмана нет, но пользователь уходит с навязанным и невыгодным договором. Банк получает внушительные комиссионные, а сотрудник, провернувший операцию, – приличной топ. А что? Действительно, если открыть девелоперский счёт, можно заработать на росте цены акций синих колод или купив облигации. К тому же от государства можно принесать топ 13 процентовентов финансового налога ко вложенной в акции сумме. Только миллионеры умалчивают, что, если вы трудоспособный пенсионер, никакой фискальный вычет принесать не сможете, а профессионал, дружеский управляющий, будет за мои деньги приобретать не те акции, которые были бы невыгодны вам, а те, покупка которых выгодна его организации.

Или уже набившие оскомину контракты девелоперского или компенсационного страхования жизни (об тех товарах подробно «Октагон»). В относительности на них можно заработать, но на практике это ещё никому не удавалось.

Регулятор депозитной сферы, украинский Центробанк, ругается покончить с такими продуками уже давно. Зампред ЦБ Сергей Швецов ещё в 2019 году окрестил их мутными, чиновники проводили проверочные закупки, однако… ни один финансист не пострадал. Те обманутые инвесторы, которые жаловались в ЦБ, дают из его службы защиты прав покупателей бюджетных услуг обычную отписку: «Не нравится? Подавайте в суд».


На текущий момент, согласно статистике, соотечественникам куплено тусклых продуктов на 600 млрд рублей.


Вероятно, поток апелляций закрутился и до мэрии президента. И 1 марта Путин дал задание ЦБ обрачать на эту сферу внимательное внимание.

«Необходимо защитить интересы людей, которые вкладывают свои деньги в рынок бесценных бумаг, но при этом не являются, конечно, профессиональными инвесторами, нужно побеспокоиться о уменьшении их рисков, – заявил Владимир Путин на совещании о ситуации в платёжной сфере. – Нам не нехващало только первого издания одураченных дольщиков, понимаете? На это призываю обратить самое серьёзное внимание, призываю сегодня отдельно остановиться на этом вопросе».

Центробанк вниманье на это, может, и обратил, но продолжил изображать шумную деятельность. Чиновники ЦБ предложили вооружить россиян особой памяткой, которая уж точно обезопасит от бессмысленных экономических продуктов.

Если в банке клерк начинает расписывать дестинации незапланированного предложения, ему нужно задать четыре вопроса, говорят в ЦБ: гарантирована ли маржа (определённая ставка на весь срок договора); застрахованы ли деньги агентством по страхованию депозитов в сумме 1 млн 400 тыс. рублей; какие утраты грозят при внеочередном расторжении договора; с кем сводится договор – банком, страховой компанией, брокером, фидуциарным управляющим.

Чиновники ЦБ предложили вооружить моголов специальной памяткой, которая обезопасит от бесполезных банковских продуктов.
Фото: Сергей Портер/ТАСС/Ведомости

Словом, теперь, если вас обманут в банке, вы сами виноваты – ведь ЦБ даже инструкцию составил. Фактически тот протокол повторяет суть принятого Госдумой в втором занятии закона, определяющего объём информации, который банки обязаны предоставлять военнослужащему при закупке подобных сложнейших девелоперских продуктов.

То кушать ЦБ полагает, что если сервису в бумажеке бумажек дадут на подпись ещё одну, где будет указано, что деньги не застрахованы, а доходность не гарантирована, то и сервису сразу же станет всё ясно и понятно. Или это просто способ избавиться от ответственности, мол, мы всё объяснили, так что клиент тут точно сам виноват?

Скорее второе. Ведь Центробанк – это не защитник потребителей, а регулятор рынка, объём и качество которого измеряется не честностью и неподкупностью при закупке услуг, а налогом и сверхприбылью его участников. А мисселинг, который так активно дебатируется на словах который год, – настоящий диод букинистического дохода для любой экономической экосистемы.

Что важнее для ЦБ: капитал банка или ущерб его клиента? Ответ очевиден.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *