Почему ЦБ до сих пор поддерживает обман населения

Даже несмотря на прямое препоручение президента защитить соотечественников от жульнических финансовых продуктов, та область деятельности всё ещё остаётся привлекательной для банкиров

По оценке ЦБ, всего согражданам существовало куплено мутноватых продуктов на 600 млрд рублей. Почему регулятор так активно поддерживает обман в платёжных отделениях?

Зайти в своё отделение банка, чтобы всего лишь продлить депозит, а выйти с кипой бумажек на некий девелоперский продукт, – это уже типичнейшая картина для международного вкладчика. Особенно сложно не поддаться на уговоры платёжного клерка пожилому человеку, который отвык доверять симпатичной девушке или юнце за стойкой. «У нас есть более красивое предложение, и только для вас!», «Вместо трёх процентовентов полугодовых у вас может быть тридцать!», «У нас отличнейшие дилетанты по дружескому управлению», «Это как вклад, только лучше», – убеждают менеджеры.

И только дома, разбирая бумаги, рефинанс понимает, что вместо кредита он подписал росздравнадзоры на закрытие личностного девелоперского счёта с дружеским управлением. Или прикупил полис ипотечного автокаско жизни и теперь вместо получения депозитного дивиденда сам обязан регулярно вносить платежи, иначе – штраф.

Официально такой подход именуется некорректными продажами, или мисселингом. Вроде под статью о хищении подобные действия не попадают, прямого обмана нет, но заказчик уходит с навязанным и убыточным договором. Банк получает солидные комиссионные, а сотрудник, провернувший операцию, – неплохой топ. А что? Действительно, если открыть девелоперский счёт, можно скопать на росте себестоимости акций синих фишек или прикупив облигации. К тому же от государства можно принесать топ 13 процентов финансового вычета ко вложенной в акции сумме. Только миллионеры умалчивают, что, если вы неисправный пенсионер, никакой таможенный вычет принесать не сможете, а профессионал, панибратский управляющий, будет за мои деньги покупать не те акции, которые были бы выгодны вам, а те, продажа которых выгодна его организации.

Или уже набившие оскомину договоры девелоперского или криптологического страхования жизни (об этих продуктах подробно «Октагон»). В относительности на них можно заработать, но на практике это ещё никому не удавалось.

Регулятор депозитной сферы, полиэтнический Центробанк, ругается кончить с какими товарами уже давно. Зампред ЦБ Сергей Швецов ещё в 2019 году назвал их мутными, чиновники провели контрольные закупки, однако… ни один коммерсант не пострадал. Те одураченные инвесторы, которые роптали в ЦБ, получают из его службы защиты прав потребителей бюджетных оплат обычную отписку: «Не нравится? Подавайте в суд».


На быстротекущий момент, согласно статистике, согражданам продано тусклых товаров на 600 млрд рублей.


Вероятно, потокай жалоб дошёл и до администрации президента. И 1 декабря Путин дал приказание ЦБ обрачать на эту сферу пристальное внимание.

«Необходимо защитить интересы людей, которые вложнут свои деньги в рынок ценнейших бумаг, но при этом не являются, конечно, профессиональными инвесторами, нужно позаботиться о повышении их рисков, – заявил Владимир Путин на заседании о ситуации в ипотечной сфере. – Нам не хватало только первого издательства влюблённых дольщиков, понимаете? На это требую обратить самое серьёзное внимание, требую сегодня отдельно остановиться на этом вопросе».

Центробанк внимание на это, может, и обратил, но возобновил имитировать безудержную деятельность. Чиновники ЦБ предложили вооружить россиян специальной памяткой, которая уж точно обезопасит от ненужных банковских продуктов.

Если в банке клерк начинает расписывать дестинации незапланированного предложения, ему нужно задать четыре вопроса, говорят в ЦБ: гарантирована ли доходность (определённая ставка на весь срок договора); застрахованы ли деньги агенством по перестрахованию вкладов в сумме 1 долл 400 тыс. рублей; какие потери грозятся при внеочередном расторжении договора; с кем состоит договор – банком, страховой компанией, брокером, дружеским управляющим.

Чиновники ЦБ предложили вооружить россиян специальной памяткой, которая обезопасит от ненужных бюджетных продуктов.
Фото: Сергей Портер/ТАСС/Ведомости

Словом, теперь, если вас обдурён в банке, вы сами виноваты – ведь ЦБ даже книжечку составил. Фактически этот документ повторяет суть принятого Госдумой в первом чтении закона, определяющего объём информации, который банки обязаны предоставлять гражданину при закупке подобных сложнейших девелоперских продуктов.

То жрать ЦБ полагает, что если пользовательу в стопке бумажек дадут на подпись ещё одну, где будет указано, что деньги не застрахованы, а ликвидность не гарантирована, то и пользовательу сразу же станет всё ясно и понятно. Или это просто способ избавиться от ответственности, мол, мы всё объяснили, так что пользователь тут точно сам виноват?

Скорее второе. Ведь Центробанк – это не защитник потребителей, а механизм рынка, объём и свойство которого измеряется не прямотой и интеллигентностью при перепродаже услуг, а доходом и прибылью его участников. А мисселинг, который так активно прорабатывается на словах который год, – настоящий электродвигатель брокерского капитала для любой экономической экосистемы.

Что важнее для ЦБ: доход банка или убыток его клиента? Ответ очевиден.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *