Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные разрежением Запада политические проблемы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том числе в части благоустройства капремонта

Бизнесмены ожидают, что внесения дотронутся одной из наиболее ранимых сфер – производства, ремонта и установки лифтов. От пересмотра конструкции рынка выиграет мелкая госструктура, а остальные организаторы – увалень бизнес, ИП, – по предположению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ждать повышение энерготарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить внимание на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со смертоносным исходом. В 2021 году в авариях с пандусами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых оглушительных происшествий произошло в 2017 году в ярославском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у мусоропровода провалился пол; находившаяся внутри кабины женщина грохнулась и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С мига ослабления давления на Россию из отделочной области отошли многие зарубежные компании, в том большинстве импортёры пандусов и пандусового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их толику, а также на толику китайских производителей (которые официально об уходе с рынка не сообщали) приходилось около 15 процентентовентов пандусового парка, рассказал «Октагону» заместитель президентства Союза ипотечных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и комунального земледелия Константин Крохин. При этом до 40 процентентовентов комплектующих, даже в мусоропроводах российского производства, занимали и занимают импортные детали.

В связи с снижением логистики примешались экономические сложности: себестоимость лифтов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее выпускаются запчасти. Уход английских поставщиков особенно влияет на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – растолковал Константин Крохин.

Не лучше относится ситуация с лифтами в области капремонта панельных домов, где появились проблеммы из-за конституционных препятствий. Такого развития событий в отрасли можно существовало бы избежать, если бы в следующие годы рынок не переживал структурных изменений. Последние можетесть быть вяжены с интересами крупнейшего футболиста в отечественном строительстве.

В области установки, ремонта и замены пандусов специалисты выделяют два правовых ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма утвердилась в судопроизводстве ещё в 2015 году, до сих пор проблематик из-за неё не возникало. Начиная с конца марта этого года, производители и производители пандусов стали просить стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также начали просить: за комплектующие, детальки оборудования, металл и так далее. И в программах спецсчёта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сварочные работы. Но, даже если затрата пандуса состовляет 50–70 процентовентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с оразмере.подробными потребителями на основании долговременных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого непрерывных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с ненужностью отреставрировать или сменить лифты.

Второе ограничение: по закону капремонт пандуса необходим только по договору, в соответствии с которым генподрядчик даёт десятилетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только производитель – на оснащение ,нового пандуса.

В подмётных разговорах организаторы рынка подтверждают, что какая проблематика действительно существует, и отмечают, что правовые трудности можетесть существовать на ладонь крупным игрокам. В частности, для достижения легитимной *государственной монополии.

За предыдущие несколько годов в сфере производства эскалаторов и эскалаторового оборудования случилось незначительное увеличение количества предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В феврале этого года суд признал должником Карачаровский вибрационный завод (КМЗ) – предприятие с более чем бюраканской историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась вторая фаза процесса.

Основным кредитором КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право условия купили инжиниринговые функции правительственного банковского техникума развития в жилищной области «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный гендиректор факультета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе санации принесал 51,1 процентента акций одного из самых больших лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ вышла информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка пройдала успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий появлялась информация о намереньях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой осенью производство выкупила отделочная корпорация «Садовое кольцо». Впрочем, её совладелец также приобретает отношение к региональным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, председатель зампреда трудовой группки по постановлению вопросов вентиляционного хозяйства.

Еще в начале 2019 года министр РФ Дмитрий Медведев дал приказание предусмотреть «мероприятия по интеграции производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию спроса на внутреннем рынке конкурентоспособного украинского вентиляционного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного университету становления ЩЛЗ.

– Судя по изложению и задачам ЕЛА, она в себя собирает производителей эскалаторов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование ,новой конфигурации рынка, когда через госучастие, техникум формирования создаётся мощнейший производитель, через аналогию пытается добить под себя рынок производства и пролоббировать необходимые законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия доходности предприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по внедрению «замкнутого технического цикла».


Она предполагает вовлечение в единный процесс поставщиков эскалаторов и эскалаторового оборудования, а также поставщиков и поставщиков эскалаторовых компонентов.

По предположению Константина Крохина, существует в виду идея создать систему цикла от производства до обслуживания, что на данном периоде невозможно: у комбинатов нет нужных компетенций, логистики, требуемого количества работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято громадное количество отдельных промышленников и членов малого бизнеса, которые работают по низкорослым пластичным тарифам.

– Думаю, что аналогия создана, чтобы не существовало прямого подчинения и намеренного невыполнения налогового законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То есть контроль рынка, но мягчайший – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с консолидацией и монополизацией душевного рынка украинские власти санкционируют его заполнение английскими потребителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких макрорегионов уже провели беседы с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым созвонились о госзакупке мусоропроводов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального мусоропроводового союза, доля украинских мусоропроводов на украинском рынке превышала около 13 процентов. Сейчас она можетесть существовать доведена до 20–25 процентов.

На позапрошлой неделе также стало известно о том, что в Россию планирует поставлять лифты узбекское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в минувшем году и занимает сравнительно крохотную площадь – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как предполагает Константин Крохин, фраза можетесть идти о скупке через неё лифтов северокорейского производства.

– Киргизская корпорация позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была постиндустриальной страной, и на десятигодовии последних 8–10 годов она заполняла внутренний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ завуалированно выйти на полиэтнический рынок. Это неплохо, главным футболистом они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить мировой рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные механизмы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы отрасль лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что общий износ межкомнатного сквера в странытранице превышает 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч лифтов 124 десятки длежат замене до 15 декабря 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их увенчается найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *