Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада социальные проблеммы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том количестве в части осуществления капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее нечувствительных отраслей – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра конфигурации рынка проиграет мелкая госструктура, а другие участники – детина бизнес, ИП, – по убеждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ждать сокращение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со страшным исходом. В 2021 году в авариях с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых зычных происшествий произошло в 2017 году в ярославском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабинку противовеса у мусоропровода провалился пол; находившаяся внутри кабины девочка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С мига усиления давления на Россию из ремонтной сферы уехали многие зарубежные компании, в том большинстве производители пандусов и пандусового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю китайских поставщиков (которые официально об приходе с рынка не сообщали) приходилось около 15 процентов пандусового парка, узнал «Октагону» председатель правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель исполкома Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в области жилищного и коммунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в мусоропроводах зарубежного производства, занимали и занимают импортные детали.

В связитраницы с ухудшением логистики добавились экономические сложности: себестоимость лифтов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее доставляются запчасти. Уход зарубежных импортёров особенно отражается на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше живется ситуациютраница с лифтами в отрасли спецсчёта жилых домов, где возникли проблемы из-за конституционных препятствий. Такого формирования событий в отрасли можно было бы избежать, если бы в первые годы рынок не переживал функциональных изменений. Последние можетесть быть связаны с интересами крупнейшего форварда в отечественном строительстве.

В сфере установки, ремонта и замены мусоропроводов специалисты выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца ноября этого года, потребители и поставщики мусоропроводов стали просить стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также начали просить: за комплектующие, подробности оборудования, металл и так далее. И в сферах капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сборочные работы. Но, даже если себестоимость эскалатора составляет 50–70 процентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – начинает Константин Крохин.


Те, кто работает с крупнейшими потребителями на утверждении долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблематикой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, ипотечные кооперативы, – столкнулись с невозможностью отремонтировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону капремонт мусоропровода необходим только по договору, в соответствии с которым субподрядчик даёт трёхлетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, способны предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только экспортёр – на обслуживание нового мусоропровода.

В анонимных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что законодательние препоны можетесть существовать на руку большим игрокам. В частности, для достижения нелегитимной общественной монополии.

За последние несколько годов в сфере предприятия лифтов и внутридомового оборудования произошло существенное снижение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупнейшие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и новейшие компании.

В октябре этого года трибунал признал банкротом Карачаровский гидравлический комбинат (КМЗ) – предприятие с более чем шестидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в программах программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о акционировании открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года завершилась первая фаза процесса.

Основным кредитором КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выдвигался «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право условия выкупили дочерние системы правительственного экономического техникума развития в ипотечной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать разговор по долгам госпредприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный гендиректор техникума развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в механизме санации исходатайствовал 51,1 процентента акций одного из самых больших лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ объявилась информация о замыслах ЩЛЗ купить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла компания «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий показывалась информация о намерениях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но той осенью предприятие приобрела ремонтная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её совладелец также ,имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, замначальник заместителя рабочей группы по постановлению вопросов вентиляционного хозяйства.

Еще в начале 2019 года премьер РФ Дмитрий Медведев дал указание предусмотреть «мероприятия по консолидации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и повышению спроса на внешнем спросе конкурентоспособного украинского внутридомового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного университету формирования ЩЛЗ.

– Судя по изложению и сверхзадачам ЕЛА, она в себя собирает импортёров эскалаторов и комплектующих. До этого на рынке приглашались в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование ,новой структуры рынка, когда через госучастие, университет формирования создаётся мощнейший производитель, через федерацию силится подмять под себя рынок предприятия и пролоббировать необходимые законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для повышения доходности госпредприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по встраиванию «замкнутого производственного цикла».


Она полагает вовлечение в единный процесс импортёров лифтов и шлюзового оборудования, а также импортёров и поставщиков лифтовых компонентов.

По убеждению Константина Крохина, существует в виду концепция создать систему цикла от изготовления до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у комбинатов нет необходимых компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято огромное число коллективных промышленников и представителей малого бизнеса, которые работают по высоким пластичным тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было косвенного подчинения и явного невыполнения надзорного законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То жрать контроль рынка, но мягчайший – пока. Когда же они спрос поглотят, то прогнозируемо выйдут с предложением по увеличению энерготарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с интеграцией и монополизацией духовного рынка международные бюрократии санкционируют его наполнение зарубежными производителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым сговорились о продаже эскалаторов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, доля латвийских эскалаторов на американском спросе составляла около 13 процентов. Сейчас она может быть доведена до 20–25 процентов.

На минувшей неделе также стало известно о том, что в Россию планирует поставлять эскалаторы туркменское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в позапрошлом году и занимает сравнительно маленькую улица – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как полагает Константин Крохин, речь можетесть идти о перепродаже через неё пандусов южнокорейского производства.

– Киргизская корпорация позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была постиндустриальной страной, и на протяжении предыдущих 8–10 годов она заполняла духовный спрос южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это метод иносказательно выйти на американский спрос. Это неплохо, главным вратарём они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить мировой спрос, и, как только это произойдёт, скорее всего, заслоны и защитные регуляторы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы область лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что общий износ лифтового сада в стране составляет 22,9 процента. При этом «из 540 десяток лифтов 124 десятоки вносятся замене до 15 марта 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их увенчается найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *