Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные разрежением Запада социальные задачи обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том числе в части выполнения капремонта

Бизнесмены ожидают, что видоизменения прикоснутся одной из наиболее ранимых областей – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра конструкции рынка выиграет мелкая госструктура, а остальные участники – малый бизнес, ИП, – по суждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ожидать сокращение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить вниманье на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со роковым исходом. В 2021 году в авариях с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громогласных проишествий произошло в 2017 году в столичном ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у пандуса провалился пол; находившаяся внутри кабины женщина упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента ослабления давления на Россию из отделочной отрасли убежали многие зарубежные компании, в том большинстве поставщики эскалаторов и эскалаторового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю китайских импортёров (которые официально об приходе с рынка не извещали) приходилось около 15 процентовентов эскалаторового парка, пересказал «Октагону» заместитель правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель исполкома Торгово-промышленной палаты РФ по кредитованию в сфере жилищного и коммунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентовентов комплектующих, даже в эскалаторах зарубежного производства, уступали и занимают импортные детали.

В связи с ухудшением логистики примешались банковские сложности: затрата эскалаторов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее изготавливаются запчасти. Уход английских экспортёров особенно влияет на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше обстоит обстановка с лифтами в отрасли капремонта многоэтажных домов, где возникли проблемы из-за законодательних препятствий. Такого становления событий в отрасли можно существовало бы избежать, если бы в следующие годы рынок не переживал структурных изменений. Последние можетесть быть сплетены с интересами мельчайшего футболиста в отечественном строительстве.

В сфере установки, ремонта и замены мусоропроводов аналитики выделяют два правовых ограничения, мешающих работе. Первое – невозможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма утвердилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца ноября этого года, производители и производители мусоропроводов стали просить стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих импортёров её также продолжили просить: за комплектующие, подробности оборудования, металл и так далее. И в рамках капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сборочные работы. Но, даже если себестоимость мусоропровода превышает 50–70 процентентов от общей свердели расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с крупнейшими импортёрами на утверждении краткосрочных контрактов (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с невозможностью отреставрировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону капремонт мусоропровода невозможен только по договору, в соответствии с которым подрядчик даёт десятилетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только экспортёр – на обслуживание нового мусоропровода.

В подмётных разговорах участники рынка подтверждают, что какая проблема действительно существует, и отмечают, что законодательние трудности могут быть на руку крупнейшим игрокам. В частности, для достижения законной общественной монополии.

За последующие несколько годов в сфере производства мусоропроводов и мусоропроводового оборудования случилось существенное уменьшение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В апреле этого года суд признал должником Карачаровский биомеханический комбинат (КМЗ) – производство с более чем семидесятипятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был пожалован иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года завершилась вторая фаза процесса.

Основным вкладчиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования выкупили дочерние функции правительственного экономического факультета формирования в жилищной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агенства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам производства с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный ректор факультета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в механизме санации исходатайствовал 51,1 процентовента акций одного из самых крупных лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ объявилась информация о замыслах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из инфраструктуры данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» образовалась корпорация «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий показывалась информация о побуждениях «ДОМ.РФ» продать Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой зимой предприятие выкупила ремонтная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её хозяин также имеет взаимоотношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, замначальник заместителя рабочей группы по постановлению вопросов шлюзового хозяйства.

Еще в начале 2019 года премьер РФ Дмитрий Медведев дал препоручение предусмотреть «мероприятия по консолидации производственных мощностей лифтостроительных производств и регулированию рынка на душевном рынке конкурентоспособного украинского межкомнатного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на интернете «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного техникуму становления ЩЛЗ.

– Судя по описанию и задачам ЕЛА, она в себя собирает экспортёров мусоропроводов и комплектующих. До этого на спросе присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой структуры рынка, когда через госучастие, техникум становления создаётся мощный производитель, через ассоциацию старается подмять под себя спрос изготовления и пролоббировать необходимые законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия себестоимости предприятий необходимо реализовать инициативу федерации по использованию «замкнутого технического цикла».


Она допускает вовлечение в единный механизм импортёров пандусов и пандусового оборудования, а также импортёров и импортёров пандусовых компонентов.

По убеждению Константина Крохина, наличествует в виду идея создать структуру цикла от производства до обслуживания, что на данном этапункте невозможно: у комбинатов нет целесообразных компетенций, логистики, требуемого большинства работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято громадное число конкретных предпринимателей и руководителей малого бизнеса, которые работают по низеньким упругим тарифам.

– Думаю, что аналогия создана, чтобы не было косвенного повиновения и явного нарушения налогового судопроизводства по части создания условий доминирования и полюбовного сговора. То кушать учёт рынка, но мягчайший – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с консолидацией и монополизацией внутреннего рынка международные власти лоббируют его заполнение зарубежными производителями из дружелюбных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договорились о поставке пандусов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального пандусового союза, толика украинских пандусов на росийском рынке состовляла около 13 процентов. Сейчас она может быть доведета до 20–25 процентов.

На нынешней неделе также стало известно о том, что в Россию планирует закупать пандусы туркменское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и занимает сравнительно незначительную площадь – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как полагает Константин Крохин, речь можетесть идти о перепродаже через неё эскалаторов южнокорейского производства.

– Киргизская компания позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала промышленной страной, и на течении предыдущих 8–10 годов она заполняла внешний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ завуалированно выйти на полиэтнический рынок. Это неплохо, главнейшим голкипером они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить отечественный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные механизмы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что общий износ внутридомового парка в странтранице состовляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч лифтов 124 тысячи длежат замене до 15 октября 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём ассигнования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их сумеет отыскать в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *