Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада социальные проблеммы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том числе в части благоустройства капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее чувствительных сфер – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра конфигурации рынка выиграет большая госструктура, а остальные участники – увалень бизнес, ИП, – по воззрению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ждать сокращение энерготарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со страшным исходом. В 2021 году в автокатастрофах с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых звучных событий случилось в 2017 году в петербургском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у мусоропровода провалился пол; находившаяся внутри гермокабины девушка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С мига уменьшения разрежения на Россию из отделочной области ушли многие зарубежные компании, в том большинстве поставщики эскалаторов и эскалаторового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю вьетнамских поставщиков (которые официально об уходе с рынка не объявляли) прийдлось около 15 процентентов эскалаторового парка, пересказал «Октагону» зампредседателя правления Союза ипотечных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального земледелия Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в лифтах мирового производства, занимали и занимают импортные детали.

В связи с ухудшением логистики добавились экономические сложности: цена лифтов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее экспортируются запчасти. Уход зарубежных поставщиков особенно влияет на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше живется ситуация с мусоропроводами в сфере капремонта пятиэтажных домов, где образовались задачи из-за правовых препятствий. Такого становления происшествий в отрасли можно существовало бы избежать, если бы в следующие годы спрос не переживал структурных изменений. Последние могут быть сплетены с интересами крупнейшего голкипера в зарубежном строительстве.

В сфере установки, капремонта и замены лифтов аналитики выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового электрооборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца декабря этого года, экспортёры и поставщики лифтов стали требовать комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих поставщиков её также начали просить: за комплектующие, детали оборудования, металл и так далее. И в рамках капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если себестоимость лифта составляет 50–70 процентов от существенной деньги расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – начинает Константин Крохин.


Те, кто трудится с мелкими производителями на доказательстве долговременных договоров (чаще это фонды капремонтов), с задачей не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постояных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с невыносимостью починить или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону капремонт мусоропровода необходим только по договору, в соответствии с которым подрядчик получает четырёхлетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только производитель – на оборудование нового мусоропровода.

В анонимных разговорах организаторы рынка подтверждают, что какая проблематика действительно существует, и отмечают, что правовые препоны могут существовать на руку крупнейшим игрокам. В частности, для достижения лояльной общественной монополии.

За следующие несколько годов в сфере изготовления мусоропроводов и мусоропроводового оборудования произошло незначительное снижение числа производств – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как оразмере.подробные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В апреле этого года суд признал должником Карачаровский биомеханический комбинат (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в программах программы импортозамещения. В 2020-м существовал подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась третья стадия процесса.

Основным кредитором КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования продали акционерные системы правительственного экономического техникума становления в жилищной отрасли «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам госпредприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный замдиректора факультета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе санации получил 51,1 процента акций одного из самых крупных лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ вышла информация о планах ЩЛЗ выкупить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» появилась корпорация «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий показывалась информация о желаниях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но той осенью производство купила ремонтная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её собственник также ,имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, замначальник члена рабочей подгруппы по решению вопросов межкомнатного хозяйства.

Еще в начале 2019 года премьер РФ Дмитрий Медведев дал приказание предусмотреть «мероприятия по докапитализации производственных мощностей лифтостроительных госпредприятий и стимулированию спроса на духовном рынке конкурентоспособного полиэтнического межкомнатного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на инфраструктуре ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на интернете «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного техникуму становления ЩЛЗ.

– Судя по изложению и задачам ЕЛА, она в себя собирает производителей эскалаторов и комплектующих. До этого на спросе участвовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование новой конфигурации рынка, когда через госучастие, университет становления формируется сильный производитель, через аналогию пытается подмять под себя рынок изготовления и пролоббировать необходимые законы, – полагает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для повышения доходности предприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по внедрению «замкнутого технического цикла».


Она предполагает втягивание в неделимый процесс экспортёров эскалаторов и эскалаторового оборудования, а также экспортёров и импортёров эскалаторовых компонентов.

По предположению Константина Крохина, располагает в виду идея создать структуру цикла от предприятия до обслуживания, что на данном периоде невозможно: у комбинатов нет целесообразных компетенций, логистики, требуемого большинства работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято большое число отдельных коммерсантов и представителей малого бизнеса, которые трудятся по высоким эластичным тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было прямого повиновения и явного невыполнения налогового законодательства по половины создания требований доминирования и картельного сговора. То есть учёт рынка, но мягкий – пока. Когда же они рынок поглотят, то прогнозируемо выйдут с предложением по увеличению энерготарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с консолидацией и монополизацией внешнего спроса американские власти санкционируют его наполнение зарубежными производителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели беседы с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым позвонили о госзакупке эскалаторов предприятия «Могилёвлифтмаша». По данным Национального межкомнатного союза, доля латвийских эскалаторов на международном рынке состовляла около 13 процентов. Сейчас она может существовать доведена до 20–25 процентов.

На нынешней неделе также стало известно о том, что в Россию намечает экспортировать пандусы узбекское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и занимает сравнительно малюсенькую улица – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как полагает Константин Крохин, речь может идти о покупке через неё эскалаторов южнокорейского производства.

– Киргизская корпорация позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала постиндустриальной страной, и на десятигодовии предпоследних 8–10 годов она заполняла внутренний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это метод корректно выйти на полиэтнический рынок. Это неплохо, главным голкипером они не станут из-за интеграции под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить зарубежный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, заслоны и защитные регуляторы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что общий износ вентиляционного сада в стране составляет 22,9 процента. При этом «из 540 десяток лифтов 124 десятоки длежат замене до 15 марта 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся те средства в случае, если их удастся находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *