Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада финансовые проблеммы обострили вопрос реформирования ипотечного рынка, в том большинстве в половины выполнения капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения вонзятся одной из наиболее нечувствительных областей – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра компоновки спроса пересмотрит крупная госструктура, а остальные участники – малый бизнес, ИП, – по убеждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ждать повышение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить внимание на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со страшным исходом. В 2021 году в авариях с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых звучных происшествий произошло в 2017 году в ростовском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у лифта провалился пол; находившаяся внутри кабины женщина грохнулась и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента усиления давления на Россию из отделочной сферы убежали многие зарубежные компании, в том числе потребители лифтов и внутридомового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю южнокорейских производителей (которые официально об уходе с спроса не объявляли) приходилось около 15 процентов внутридомового парка, пересказал «Октагону» зампред регентства Союза жилищных организаций Москвы, председатель исполкома Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и комунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в лифтах российского производства, занимали и занимают экспортные детали.

В связи с ухудшением логистики добавились банковские сложности: себестоимость мусоропроводов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее поставляются запчасти. Уход английских производителей особенно отражается на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – растолковал Константин Крохин.

Не лучше улаживается ситуация с эскалаторами в отрасли капремонта пятиэтажных домов, где появились проблемы из-за правовых препятствий. Такого формирования событий в отрасли можно существовало бы избежать, если бы в последующие годы рынок не переживал функциональных изменений. Последние можетесть существовать связаны с интересами крупнейшего футболиста в российском строительстве.

В области установки, ремонта и замены эскалаторов специалисты выделяют два правовых ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе ,нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблематик из-за неё не возникало. Начиная с конца декабря этого года, импортёры и импортёры эскалаторов стали требовать стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также начали просить: за комплектующие, детали оборудования, цирконий и так далее. И в сферах ремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если цена эскалатора составляет 50–70 процентовентов от общей суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с большими импортёрами на основании краткосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постояных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – встретились с невыносимостью отремонтировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону капремонт мусоропровода допустим только по договору, в соответствии с которым субподрядчик даёт четырёхлетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только производитель – на обеспечение нового мусоропровода.

В анонимных разговорах участники спроса подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что конституционные препоны можетесть быть на руку крупным игрокам. В частности, для достижения нелегитимной государственной монополии.

За предыдущие несколько годов в отрасли изготовления мусоропроводов и мусоропроводового оборудования произошло значительное снижение числа госпредприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как большие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В октябре этого года суд признал должником Карачаровский биомеханический комбинат (КМЗ) – производство с более чем семидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась вторая стадия процесса.

Основным кредитором КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования продали инжиниринговые структуры государственного банковского университета становления в ипотечной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агенства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный гендиректор факультета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе санации исходатайствовал 51,1 процентовента акций одного из самых крупнейших лифтостроительных производств России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ появилась информация о замыслах ЩЛЗ выкупить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла корпорация «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде переизданий возникала информация о намереньях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой осенью предприятие выкупила ремонтная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её владелец также приобретает отношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, заместитель зампредседателя рабочей группы по решению вопросов вентиляционного хозяйства.

Еще в начале 2019 года президент РФ Дмитрий Медведев дал задание предусмотреть «мероприятия по консолидации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и регулированию спроса на духовном рынке конкурентоспособного росийского межкомнатного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью будущего года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на интернете «ДОМ.РФ», по инициативности неподконтрольного университету развития ЩЛЗ.

– Судя по описанию и сверхзадачам ЕЛА, она в себя собирает потребителей лифтов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой конструкции рынка, когда через госучастие, техникум формирования складывается могучий производитель, через ассоциацию пытается разъединить под себя рынок предприятия и пролоббировать нужные законы, – полагает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия прибыльности производств необходимо реализовать инициативу ассоциации по внедрению «замкнутого технического цикла».


Она предполагает вовлечение в единный процесс поставщиков лифтов и лифтового оборудования, а также поставщиков и поставщиков внутридомовых компонентов.

По убеждению Константина Крохина, имеется в виду мысль создать систему цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у комбинатов нет необходимых компетенций, логистики, требуемого большинства работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято большое число конкретных бизнесменов и представителей малого бизнеса, которые работают по высоким тонким тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было непосредственного подчинения и явного нарушения надзорного законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То жрать контроль рынка, но мягчайший – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с активизацией и централизацией внутреннего рынка международные власти инициируют его заполнение английскими импортёрами из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договорились о покупке пандусов изготовления «Могилёвлифтмаша». По данным Национального пандусового союза, доля белоруских пандусов на росийском рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть существовать доведета до 20–25 процентов.

На позапрошлой неделе также стало известно о том, что в Россию планирует поставлять мусоропроводы калмыцкое предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и занимает сравнительно незначительную площадь – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как признаёт Константин Крохин, фраза можетесть идти о перепродаже через неё эскалаторов южнокорейского производства.

– Киргизская корпорация позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была индустриальной страной, и на продолжении последующих 8–10 годов она заполняла душевный рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ корректно выйти на росийский рынок. Это неплохо, главнейшим теннисистом они не станут из-за интеграции под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить зарубежный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и тканевые механизмы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы область лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что общий износ лифтового сквера в странтранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч лифтов 124 тысячи вносятся замене до 15 ноября 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём ассигнования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *