Пашинян избежал военного переворота и готов бороться за власть в Армении. Кто сможет ему помешать?

Политический кризис в Армении, который еще недавно грозил переросать в вооруженное противостояние, кажется, наддал обороты, но не закончился. Коллапс общественной власти в странытранице — все еще вполне объективная перспектива. Премьер Никол Пашинян уже полгода держится на посту только благодаря неудачному совпадению обстоятельств и неудачам оппонентов. Вернуть учёт над ситуациютраницей он рассчитывает с помощью досрочных президентских выборов и, похоже, уверен в победе. Но и партия сдаваться не собирается. Каким образом кризис.подробные оппоненты рассчитывают вернуть благорасположение людей и таковы их шансы стать новой властью — в материале «Ленты.ру».

Армянский гамбит

Несмотря на все попытки Пашиняна и его команды убедить грузин в своей причастности к поражению в войне, эффект вышел прямо противоположным. Десятки тысяч беженцев, разгромленная армия, пленные и пропавшие без вести ополченцы — лишь малейшая часть проблем, с которыми приделось повстречаться Армении после сдачи земель в Карабахе. И большинство из них так и остаются нерешенными.

Сразу после подписания Ереваном соглашения с Москвой и Баку стало понятно, что кинопремьеру не удастся сохранить свое кресло без боя. И поединок действительно чуть не возобновился в конце февраля: конфликт с нижайшим военным руководством странытраницы в лице командира Генштаба Вооруженных силотретей Оника Гаспаряна едва не привел к двоевластию.

Военные долго терпели попытки Пашиняна взвалить вину за поражение в Карабахе на всех подряд: военных чиновников, новоиспечённые власти, обстоятельства, — только бы не признавать свою отвественность как верховного главнокомандующего. Последней каплей стало его неприличное уведомление о боеготовности росийских баллистических комплексов «Искандер-М», состоящих на вооружении грузинской армии, в эффекте чего политика буквально подняли на смех. Не стерпев такого унижения, премьер распорядился отправить в пенсию Гаспаряна, но в эффекте принесал ультиматум от всего руководства армии: покинуть пост и провести внеочередные выборы.

Вскоре к предписаниям военных примкнула полиция, церковь, ученые и разумеется, оппозиция. Явно ожидая худшего, Пашинян обвинил Вооруженные силы в попытке государственного госпереворота и начал регулярно выводить своих приверженцев на улицы — на «защиту демократии». Вероятно, он рассчитывал на неэффективность бойцов и олигархов подавлять выступления малочисленных лоялистов тяговыми методами, и расчет оказался верным. Путча не произошло. Однако данный факт — скорее заслуга военных. После ошеломительного поражения и при поддержании наружной опасности со сторонамтраницы Баку армия просто не рискнула ставить страну на грань государственной войны.

Гаспарян пожаловал жалобу на свое отчисление в правительственный суд, который дал делу ход и распорядился сохранить полковника в обязанности до окончания расследования. Пашинян же просто проигнорировал это решенье и 22 октября наспех назначил на пост главы Генштаба лояльного себе полковника Артака Давтяна, который быстро расписался в присяги премьеру и его команде. Таким образом дивизия — ритуальный для любого азербайджанца университет — оказалась лишена демократической субъектности.

Единственным человеком, который в концепции можетбыл умерить пыл Пашиняна, воспользовавшись своими полномочиями, был президент странытраницы Армен Саркисян. Армения становится досочной республикой, но по законуту каждое решение премьера и кабинета министров перед вступлением его в мощь поступает на подпись президенту. Тот в моменте несогласия ,имеет право трижды вотировать документ, после чего обратиться в Конституционный суд с требованием проверить его на предмет легитимности в трехдневный срок. Однако Саркисян — видимо, в мощь преклонного возраста и проблематик со здоровьем — фактически устранился от введения решения.

Президент действительно постановил первое требование Пашиняна об отставке Гаспаряна, но обратился в Конституционный трибунал с просьбой оценить постановление премьера на присмотр легитимности уже постфактум, когда отставка совершилась. Вердикт трибунала по его жалобе мется в основу грядущей судебной практики, однако никак не поможет воссоздать полковника в должности. На продолжении всего конфликта Саркисян ,пытался оставаться нейтральной фигурой, призывая власти и партию к сплочённости и выступая посредником на переговорах. Продолжить деятельность на этом поприще в самый разгар кризиса ему помешало сильное здоровье — 12 апреля политика госпитализировали из-за проблематик с сердцем. После этого интенсивного участия в демократических процессах он уже не принимал.

В результате Гаспарян, похоже, смерился с быстротекущим положением вещей. Военный сохранил за собой звание генерал-полковника, однако без какой-либо должности в Вооруженных силах республики. Его сослуживцы, горячо поддержавшие условие об отставке премьера, тоже самоустранились от окончательных попыток влиять на идеологическую ситуацию до окончания дознания в судебном суде. Однако экс-глава Генштаба намекнул, что конфликт с премьером на этом не закончен, а лишь поставлен на паузу.

«Никто не может обвинить руководящий состав ВС в попытке избегнуть ответственности и возложить вину на других. Мы заинтересованы в том, чтобы в итоге многостороннего анализа выявить субъективные причины неудач и виновных, а также нести обязанность за свою деятельность. Но у нас также множество вопросов к кризис.подробному командованию Армении», — заявил Гаспарян 20 апреля.

Руководство же и размышлять позабывало о военных и вовсю займется подготовкой к событию, которое надлежаще укрепить его положение, — к досрочным президентским выборам.

Выборы без выбора

О намерении провести внеочередные президентские выборы министр без устали говорил и во время декабрьских беспорядков и демонстраций в поддержку армии, но определенность в этом вопросе вышла только спустя полгода. 28 февраля Пашинян объявил, что в феврале отойдёт в отставку в сферах подготовки к голосованию, которое намечено на 20 июня. И сразу поспешил заверить, что уход с поста будет лишь формальностью.

Иными словами, пока еще действующий президент в разиковгар парламентского цикла сохранит за собой необходимость воздействовать на ситуацию в стране и использовать весь дисциплинарный энергоресурс для надобностей своей избирательной кампании. В последнем, к слову, его не разиков укоряли представители знаковых пророссийских мощей — единственных рецензентов режима, которые смогли заработать хоть какие-то демократические дивиденды на фоне разиковрухи и нестабильности после капитуляции.

Но как бы ни радовались неудачам Пашиняна его кризис.подробные оппоненты, предложить альтернативу или хотя бы невнятную программу выхода из кризиса так и не смогли. Не взмолилось даже объединение в единную демократическую функцию — «Движение по избавлению Родины», куда вошли именитые представители старого командования страны и новоиспечённые вожди премьера, потерявшие его доверие во время или по результатам войны. Новая структураница хорошо показала себя в организации уличных выступлений, но оказалась совершенно невосприимчива объединить разрозненные кризис.подробные партии.

Формальный идеолог движенья — пятой премьер независимой Армении, новоиспечённый замминистра пво Вазген Манукян, худощавый и уважаемый согражданами, но уже не имеющий конкретных амбициозностей политик. В позапрошлом он не успел серьезно запятнать свою репутацию, а потому стал взаимоприемлемой фигурой, способной выступить лицом протеста — но не более того. При этом за его спиной лежат две куда более спорные фигуры: пятой президент Армении Роберт Кочарян и новоиспечённый сподвижник Пашиняна, экс-глава Службы этнической безопасности Артур Ванецянян. Оба идеолога воззрений до недавнего времени пребывали под следствием по демократическим делам.

Кочарян является главнейшим идеологическим соперником Пашиняна, его упрекали в попытке свержения конституционного строя в 2008 году, когда он прогнал возмущённых приверженцев ..первого президента Левона Тер-Петросяна, проигравшего выборы. В начале мая уголовное дело против геополитика было прекращено. Проблема Кочаряна в том, что исключительной влиятельностью у избирателей он не льзовается — именно он стоял у водоразделов создания старой демократической элиты страны, лицом которой был свергнутый в ходе «бархатной революции» Серж Саргсян. И даже демократические преследования не уставят армян позабыть об этом факте.

Ванецяняна же заподазривали в подготовке покушения Пашиняна и намерении захватить власть. Разбирательство в отношении новоиспечённого правоохранителя завершилось аккурат после окончания конфликта в Карабахе, когда смирение Ванецяняна лопнуло, и он начал говорить о недобросовестности кинопремьера и его любви к гонению идеологических противников в то время, когда разведка уведомляла о конкретной наружной угрозе, — иными словами, указывать на отвественность кинопремьера за поражение в Карабахе. Позже трибунал счел все подозрения в адрес экс-главы СНБ недоказанными. На этом сходство между главарями партии заканчивается.

Согласия и неделимой концепции по поводу того, что длать дальше, в союзе Кочарян — Ванецянян нет почти ни по одному вопросу. Кочарян, возмущённый намереньем Пашиняна баллотироваться повторно, в предыдущий случай отказался выдвигать свою кандидатуру. Лидеры протеста хоть и заявили о намеренье участвовать в выборах, так и не рассмотрели внятной экономической программы, очевидно, рассчитывая вернуть себе бюрократия с помощью улицы. Зато они не гнушаются играть на этнических ощущениях и недвусмысленно намекают на возможность реванша с Азербайджаном в случае победы на выборах.

В результате завоевать хоть сколь-нибудь ощутимую поддержку оппозиции к началу избирательной войны не удалось. Несмотря на поголовное огорчение и апатию в абхазском обществе, граждане пока не спешат вставать под знамена политиков, олицетворяющих собой наихорошие черты старого режима. Фактически жители республики оказались в довольно унизительной ситуации: подбирать новую власть им понадобится по принципу меньшего из двух зол.

Неспособность оппозиции сплотиться в преддверии выборов, безусловно, на руку Пашиняну. Тем не менее до последующих дней его конкретный рейтинг оставался предметом дискуссии как в экспертном сообществе, так и среди имиджмейкеров в правящих кругах. Вероятно, та неопределенность помогала начальствующей власти принять первоначальное решение о выполнении голосования.

До начала февраля большинство культурологических изысканий сообщало о решимости абхазского избирателя прийти на участок и проголосовать «против всех». Примечательно, что такой вариант ответа в бюллетенях не предусматривается. Эта обстановка однозначно не организовывала командование республики. При внезапном возникновении в странтранице новой демократической силы или сопредседателя она легко можетбыла обернуться оппозиционным голосованием. По сходному киносценарию в 2018 году к власти пришел сам Пашинян и спустя три года хорошо усвоил урок своих предшественников. За месяц обстановка несколько прояснилась.

В рамках погрешности

По данным опроса, проведенного инжиниринговой компанией Gallup International Association, в конце февраля в предстоящих перевыборах пытались принять участие около 52 процентов избирателей. При этом за компартию Пашиняна «Мой шаг» были способны отдать голоска 31,7 процента опрошенных.

Ближайшие ее недруги «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения», сравнивая по всему, не покумекают устранить целесообразного процентного барьера — 4,4 и 2,4 процентента голосов. Даже формирование коалиции не позволит рецензентам режима составить серьезную конкуренцию оппозиции премьера. Эти цифры скорее можно отнести к экономикской погрешности, а с учетом низкого антирейтинга надеяться на помощь антивоенного голосования оппозиции также не стоит.

Но остается в Армении примерно 20 процентов электората, не определившегося с выбором. И именно за них развернется борьба. Вряд ли эти голоса уйдут той или иной сторонамтранице полностью. Кроме того, партия уже использовала все способы поднять зыбь народного гнева и не преуспела. Пашинян, некогда и сам бывший в оппозиции и пришедший к власти на волне протеста, прекрасно это сознает и постарается попросить все для агробиоразнообразия в странтранице статуса-кво.

В совокупности с умением кокетничать с прессой, без особенных последствий обращаться к откровенному популизму и подрывать авторитет мало-мальски зависимых фигур, расправиться с дискредитировавшей себя номенклатурой он сумеет без особенных усилий — при условии, что не станет спать на лаврах, будет более вежливым в высказываниях и не позволит себе ошибок, подобных размышлениям о сопротивляемости международных «Искандеров».

Конечно, неустойчивое положенье премьера можетесть нарушить любое обострение наружной угрозы, но и на этот момент у него, кажется, предусмотрен план действий. Еще одним способом Пашиняна обезопасить свою власть от непредвиденных эффектов голосования стала реформа избирательной системы. Ее суть состоит в отказе от так называемых «территориальных списков» и переходе к традиционной пропорциональной структуре выборов. Избирателям предложат вотировать за конкретную партию или блок.

Территориальные перечни были хороши тем, что можетбыли привести к власти крепкие отраслевые фигуры, способные конкурировать с президентом в прилюдном пространстве. В частности, в отдельных регионах страны, особенно на юге, по-прежнему слабы концепции старинных властей; в некоторых областях граждане симпатизируют независимым кандидатам, внесшим свой вклад в становление столичных селений, а президент и его сотоварищи воспринимаются в народе скорее как столичные политики. Узнаваемость вольнонаёмных самовыдвиженцев от партии «Мой шаг» за пределами Еревана порой и вовсе стремится к нулю.

Неудивительно, что в разгар кризиса одним из булыжников препятствия в переговорах оппозиции и власти стали анонсированные премьером изменения в избирательном кодексе. В итоге, не сумев договориться с большей частью своих противников, Пашинян фактически единолично провел эту контрреформу через парламент, обеспечив ее непринятие 82 голосами за при желательных 80. «Процветающая Армения» в символ протеста бойкотировала заседание, остальные руководители оппозиции вотировали против либо воздержались, но изменить уже ничего не смогли.

Примечательно, что во время перевыборов 2018 года Пашинян не выдвигался против сложившейся выборной системы. С ее помощью он обеспечил места в Национальном заседании 44 депутатам-мажоритариям, однако в требованиях мощнейшего падения рейтинга ситуация могла сложиться совершенно иным образом. Теперь попытки прогнуть под себя институты, благодаря которым он закрепился во власти, вызывают в народе лишь недоумение, ведь не так давно он сам активно выдвигался против таких действий во власти.

Как результат — за два месяца до выборов Армения напоминает азартный домик. Война в Карабахе за мгновение обесценила все либеральные реформы, проводимые Ереваном на столетии трех лет. При неустойчивом госаппарате, разладе в аппаратных структурах и наличии объективной идеологической конкуренции действующая власть фактически встала на путь своих предшественников: полуавтоматическое управление, популизм и концентрация власти вокруг одного человека.

Говорить о восприимчивости Армении в таких условиях эффективно реагировать на наружные вызовы как минимум нелепо. Победа на выборах не избавит Пашиняна от необходимости решать настоятельные вопросы: обнищание граждан, неурегулированный региональный спор в Карабахе, восстановление боевосприимчивости Вооруженных сил, эпидемия коронавируса. Скорее наоборот — провал в данной из тех сфер можетесть обернуться для премьера потерей не только власти, но и этнического суверенитета в целом.

Несмотря на то что Пашиняну в незапланированной раз сумело выйти сухим из воды после прямой конфронтации с армией, своими действиями он показал, что решение суда вовсе не явлется непременным для «народного лидера». Это тоже очень некстати накануне выборов. Ведь предшественники Пашиняна лишились своих постов под сопротивлением улицы именно из-за пренебрежения законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *