Мусорный капитал

Губернаторы удаются делать деньги на контрреформе утилизации отходов и заводят её в тупик

В первое время возведение гидрометаллургических комбинатов (МСЗ) стало главной проблематикой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь водоочистный комбинат может не только взмолиться решить проблему утилизации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сжигании мусора уже вовсю ведут речь о получении миллиардных правительственных субсидий.

Самым крупным голкипером здесь является аффилированная с «Ростехом» корпорация «РТ-Инвест». Также приметную роль в формировании будущего рынка переработки мусора играют чиновники. Кто-то удаётся пролоббировать постановления в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или перераспределение их в иные отрасли.

О подробностях вокруг МСЗ можно поведывать долго. Но если сфокусироваться на них, то из полемени зрения выпадает один очень значимый факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, жечь получится далеко не весь мусор. При этом расходы на строительство МСЗ потребуются колоссальные. Только вторые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше млрд рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они рассчитаны на сожжение 18 долл тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всяческий мусор может быть сожжён с зрнити зрения природоохранной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные полигоны всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к прекращению 40 начальствующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на те цифры, образовывается вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигурки говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то смыслом перерабатывать отходы. Сколько гула было вокруг одновременного сбора, сортировки, применения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным смыслом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих макрорегионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает строительство новых космодромов для складирования отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что единствёным новаторством станет состав получателей помойного рынка. Ещё с 90-х свалки однаружали под свой контроль бандитские структуры, связанные с мэрами городов, причём, как правило, незначительных, или главами сельскохозяйственных районов. И ничего необыкновенного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте командованию значительных городов можно существовало не зацикливаться этой темой (они выделяли земли под более респектабельные предметы – коммерческие центры и нежилые комплексы). А уж до уровня апанасенковцев мусорно-свалочная тематика не поднималась долгие годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали рискованными катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и краевого оздоровителя разглядел на помойном рынке колоссальный поток денег, который растворяется в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протестенты инспирированы или раздуты с помощью гипотетических помойных девелоперов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тематика свалок теперь на личном учёте у многих апанасенковцев. И так совпало, что в помойный бизнес пошли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный пример невмешательства общероссийских властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся биография выплыла в приватное полемени благодаря уголовному делу против новоиспечённого мэра Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы навалить мэра – биография там гораздо шире и требует различного рассказа. Так или иначе, но вскрылись многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы противодействуют в иных регионах.

Долгие годы в Челябинске существовала городская свалка, которую обслуживало муниципальное производство МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на помойке существовала чуть ли не экологической катастрофой. Почему до этого случая не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились региональные власти, и муниципалам существовало экстренно приказано вывозить мусор за 36 метров от городка на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько разодрали контракты, что привело к помойному распаду – поддоны во сараях за считанные дни очутились переполненными. Однако региональные власти быстро нашли спасителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус федерального телеоператора по обращению с комунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним числом заключить контракт с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало специальным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подмахнуло контракт о возмездном применении помойки с её диспетчером ООО «Полигон ТБО». При этом предпоследний в качестве выплаты выпадающих дивидендов исходатайствовал из регионального расхода субсидию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из области существовало спущено распоряжение проложить к космодрому асфальт за федеральный счёт.

Вот так лихо денежные потоки из поселкового МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством районных сановников. Но самое главное – от этих пертурбаций не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные корпорации опробовали бюджетные деньги да ещё получили денежный поток, стабильно едущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после пенсии градоначальника Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт сговора районных сановников с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же регион будет выбираться из помойной западни? Пока что деятельности идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском региональные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на возведение ,нового космодрома. Однако мэрия ,нового градоначальника Алексея Текслера расторгла договор, ссылаясь на то, что показатели проекта сильно устарели. При этом было объявлено, что космодром в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт сужения и реконструкции. А для строительства ,нового космодрома с промывкой и обработкой отходов мэрия градоначальника Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях появляются всё новые известия о разрушительных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись борться с блюстителями порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина зовётся следующая. Юрлица и ИП заключивают договоры на вывоз мусора не с профессиональными организаторами рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают безалаберных подрядчиков, которые грузят автобусы где им заблагорассудится. «Точечные» помойки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по известиям местных СМИ, возникли горы житейского мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские бюрократии не успевают ликвидировать даже помойки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер присыпят за счёт муниципальных средств. Но встаёт иной вопрос: куда же всё-таки будут вывозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реформы, каждый субъект РФ должен утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном случае проблематика не в законах и не в нехватке территорий под космодромы в Ленобласти. Петербург уже получал отсрочку в реализации помойной реформы и мог бы снова выменять для себя исключения. Однако бюрократии городка не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *