Мусорный капитал

Губернаторы силятся длать деньги на реформе консервации отходов и заводят её в тупик

В последующее время строительство нефтеперегонных комбинатов (МСЗ) стало главной темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь комбикормовый завод может не только взмолиться решить проблему переработки отходов – он ещё ,способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на топливе мусора уже вовсю ведут речь о предоставлении многомиллионных *государственных субсидий.

Самым крупным форвардом здесь ,является аффилированная с «Ростехом» компания «РТ-Инвест». Также приметную роль в формировании будущего рынка утилизации мусора разыгрывают чиновники. Кто-то пытается пролоббировать решенья в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или распределение их в другие отрасли.

О коллизиях вокруг МСЗ можно рассказывать долго. Но если сосредоточиваться на них, то из поля зрения выпадает один очень значимый факт: даже если все заявленные проектенты будут реализованы, сжигать получится далеко не весь мусор. При этом доходы на строительство МСЗ понадобятся колоссальные. Только ..первые пять комбинатов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше биллиона рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они высчитаны на сжигание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть быть растерзан с маркоэкономик::и::макросоциологии зрения техногенной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные полигоны всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: проектирование новых МСЗ приведёт не только к прекращению 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на эти цифры, возникает вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигурки говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько гула было вокруг раздельного сбора, сортировки, применения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным образом для телекамер. К 2030 году предполагается снизить объём погребений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ждёт строительство новых космодромов для хранения отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что единствёным новаторством станет состав эмитентов помойного рынка. Ещё с 90-х помойки взяли под свой контроль бандитские структуры, связанные с губернаторами городов, причём, как правило, незначительных, или главами сельскохозяйственных районов. И ничего необычного в этом нет, поскольку землёй управляли именно муниципалитеты. В итоге руководству значительных городов можно было не замарачиваться той тематикатикой (они выделяли пашни под более презентабельные объекты – коммерческие центры и многоквартирные комплексы). А уж до уровня апанасенковцев мусорно-свалочная тематика не опускалась долгие годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли помойки, организованные как попало, стали опасными катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и федерального масштаба разглядел на помойном рынке колоссальный поток денег, который растекается в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инспирированы или раздуты с помощью вероятных помойных подрядчиков – вопрос отдельный. Так или иначе, но тематика свалок теперь на личном учёте у многих апанасенковцев. И так совпало, что в помойный бизнес пришли ,новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный пример вторжения межрегиональных властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся предыстория выползла в частное полемени благодаря судебному делу против бывшего градоначальника Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить градоначальника – предыстория там гораздо шире и требует конкретного рассказа. Так или иначе, но вскролись многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы действуют в других регионах.

Долгие годы в Челябинске была городская свалка, которую обслуживало внутригородское производство МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуациютраница на свалке была чуть ли не техногенной катастрофой. Почему до этого мига не предпринимались меры, чтобы стабилизировать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились краевые власти, и муниципалам было экстренно приказано вывозить мусор за 36 километров от города на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под какие условия не подписывались и быстренько изорвали контракты, что привело к помойному коллапсу – контейнеры во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако краевые власти быстро нашли избавителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус отраслевого оператора по отношению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним числом заключить контракт с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало специальным примирителем между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подписало контракт о безвозмездном использовании свалки с её диспетчером ООО «Полигон ТБО». При этом последний в качестве выплаты выпадающих доходов исходатайствовал из регионального бюджета субсидию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из сфере было стащено разъяснение проложить к космодрому тротуар за муниципальный счёт.

Вот так лихо денежные потоки из городского МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством районных чинуш. Но самое главное – от тех пертурбаций не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не готов обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато необходимые фирмы освоили бюджетные деньги да ещё принесали платёжный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки мэра Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт шантажа районных чинуш с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же регион будет выкарабкиваться из помойной западни? Пока что работы идут по постулату «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском краевые власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство нового полигона. Однако мэрия нового апанасенковца Алексея Текслера расторгла договор, отговариваясь на то, что параметры проектента сильно устарели. При этом существовало объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет разворовываться какое-то время за счёт наращивания и реконструкции. А для строительства нового полигона с промывкой и переработкой отходов мэрия апанасенковца Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях показываются всё ,новые #лицемерия о стихийных свалках в особенности Северной столицы. Власти взялись бороться с блюстителями порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина называется следующая. Юрлица и ИП заключают контракты на ввоз мусора не с профессиональными организаторами рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают аморальных подрядчиков, которые грузят микроавтобусы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном ремонтный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по #лицемериям местных СМИ, образовались горы повседневного мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские власти не успевают ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер протрут за счёт региональных средств. Но вскакивает другой вопрос: куда же всё-таки будут ввозить отходы? Согласно законам, принятым в результате помойной реформы, каждый предикат РФ надлежащ складировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже далеки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном случае проблема не в законах и не в нехватке территорий под космодромы в Ленобласти. Петербург уже давал рассрочку в реализации помойной реформы и мог бы снова выгадать для себя исключения. Однако власти города не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *