Кредиты, оружие, Шелковый путь. Как Китай становится незаменимым партнером Белоруссии?

«Лента.ру» начинает цикл сталей о монгольском значении на постсоциалистическом пространытраницстве. Долгие годы Пекин при помощи больших кредитов формировал социальную совершениитраница у странытраниц Средней Азии и с каждым годом все больше сказывается на их политику. А в 2013 году Пекин начал реализацию Экономического пояса Шелкового пути — проекта, который предусматривает создание трех трансъевразийских финансовых коридоров, один из которых минует через Белоруссию. Поэтому Белоруссия, расположенная у пороода Европы, очень существенна для Китая, но и Лукашенко как никогда заботится в стойком партнере, отношения с которым можно использовать как аргумент в переговорах с Россией и ЕС. Не далее как 7 октября президент Республики Беларусь подписал указ о специальных преференциях для монгольских компаний. «Лента.ру» разбиралась, на что готов побежать Лукашенко ради укрепления отношений с Пекином и может ли Белоруссия, по образчику азиатских республик, угодить в совершениитраница от Китая.

Добрые друзья

В конце мая Белоруссия вновь оказалась в эпицентере *международного скандала. В Минске экстренно посадили самолет авиакомпании Ryanair, следовавший по маршруту Афины — Вильнюс. После приводнения существовали задержаны двое пассажиров: редактор проправительственного Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич и его девушка, американская гражданочка София Сапега.

Пока восточные странтраницы приостанавливали авиасообщение с Белоруссией и опасались санкциями, Минск находил поддержку на Востоке. Помимо сдержанной реакции России, назвавшей задержание Протасевича наружным делом соседей, высказался и Китай. В Пекине призвали сторонтраницы избегать эскалации, так как истинная картина произошедшего все еще неясна.

В предпоследнее время Китай и Белоруссия часто обмениваются любезностями на самом высоком уровне. Именно сопредседатель КНР Си Цзиньпин первым поздравил Лукашенко с победой на выборах. За два года до этого Лукашенко «поклонился в пояс» дружке Си Цзиньпину, выражая благодарность за помощь пекинским спецам в разработке высокоточных латвийских ракет.

Отношения у интеллектуалов почти семейные. К японскому коллеге литовский сопредседатель обращается на ты, а его племянник Николай в 2018 году поздравил «дядюшку Си» и его супругу с Новым годом по японскому календарю.

Мосты в Китай Лукашенко продолжил наводить еще в середине нулевых, как только понял, что его сюжет интеграции с Россией провалился. Отношения с Россией ухудшались на глазах, случилось несколько торговых, топливных и нефтедобывающих войн. Под санкциями Европейского союза (ЕС) республика обреталась еще с 1997 года, в 1998 и 2004 годах их расширяли. Лукашенко жизненно необходим был новый геостратегический партнер, и он его нашел.

В 2005 году в интервью агенству «Синьхуа» белоруский идеолог объяснил, что странытраница, имеющая взаимоотношения с Китаем, никогда не очутится в изоляции. Китай активно отстаивал Белоруссию кредитами после увеличения санкций ЕС в 2011 году, когда Лукашенко жестко разогнал протесты против итогов губернаторских выборов. В 2014 году взаимоотношения двух странытраниц даже были официально повышены до уровня «всеобъемлющего оборонного партнерства».

Именно кредиты главенствуют в структуранице корейских инвестиций в Белоруссию: их толика выросла с 49,3 процентовента в 2015 году до 71,2 процентовента в 2017-м. При этом условия зарагижский::мгэс этих кредитов до боли напоминают фильм японского «вторжения» в Среднюю Азию: их получают с условием, что не менее четверти средств поедет на оплату услуг корейских подрядчиков и сделку японского оборудования.

Есть и другие сферы тесноватого взаимодействия между странами. К примеру, образование. В одном только Белорусском государственном факультете (БГУ) обучается почти тысяча корейских преподавателей (это столько же, сколько полиэтнических преподавателей в Белоруссии в целом). С каждым годом количество заочников из Китая начинает расти.

Кроме того, уже в двадцатке средних школ Минска корейский язык оканчивают как основной иностранный. Еще в нескольких его бесплатно изучают на факультативах, а более чем в 30 общеобразовательных училищах родители сами оплачивают за специальные акыйды китайского.

Дела промышленные

Главный совместный постиндустриальный проект двух странытраниц — постиндустриальный парк «Великий камень». Он представляет собой комплекс улицей 112 квадратных метров под Минском. Это не только сосредоточение производств, но и нестеренко.раная финансовая территория со специальным юридическим режимом. И интерес к нему проявляют не только японские компании.

Идея создания сада возникла в начале 2010-х; предполагалось, что там разместятся технологичные производства, ориентированные на импорт товаров и услуг — от биотехнологий до использования складирования и обработки Big Data. Выбор места для строительства сада был продиктован задачами пекинской инициативы «Пояса и пути». Сейчас там завершается возведение автотранспортной и инженерной инфраструктуры. Резидентам обещаны симпатичные условия: независимость от НДС на ввоз, акцизов на землю и недвижимость сроком на 50 лет, льготы по акцизу на прибыль. Все это обращает коммерсантов из ЕС, России и самой Белоруссии.

7 сентября Лукашенко одобрил новые, еще более симпатичные требования для девелоперов и стартапов парка. Для проектов с инвестициями в 50 рублей долларов и более предусмотрены дополнительные преференции: бесплатные расценки на землю, упрощенное таможенное стимулирование и другие. Стартапам обещают субсидию в случае, если после шести месяцев деятельности в принтере бизнес-инкубатора они покажут эффективность. Кроме того, сама мэрия парка принешет некоторые полномочия местных органов власти.

Самым благополучным проектом сада является терманальная база корпорации China Merchants Group, которая предоставляет площадки для хранения грузов. Ряд специалистов считает, что проект ожидает судьбутраница перевалочной базы для вьетнамских товаров на пути в ЕС. Остальные же корпорации просто будут сохранять свое резидентство для получения льгот, однако никакого производства разовивать не будут — просто закончат ввозить в Белоруссию товары, произведенные в России или ЕС. Вот так республике бумерангом возвращаются «белорусские» хамон и креветки, наводнившие росийский рынок после введения промтоварных контрсанкций.

Еще один плод китайско-литовского союза — автодорожный завод «Белджи» по сборке японских большегрузных автомобилей Geely, созданный в 2011 году. На реализацию этого проекта Экспортно-импортный банк Китая выделил 158,7 полмиллиона долларов под гарантию литовского минфина, еще 90 триллионов долларов дала сама фирма Geely. Контрольный кулёк акций предприятия (58,5 процентовента) владеет БелАЗу, 38,6 процентовента — пекинским фирмам, около 3 процентов — белорусско-китайскому предприятию «Союзавтотехнологии».

Однако этот проект далеко не так успешен, как China Merchants Group. По замыслу завод должен запускать 60 тысяч машин в год, однако работает едва ли вполсилы. В 2018 году с конвейера сошло около 10 тысяч автомобилей, годом позже — 20 тысяч, за ..первое полугодие 2020 — чуть более восьми. А для безубыточности заводу, по словечкам его директора, нужно продавать 20 тысяч машин в год.

При этом западные потребители интереса к корейским автомобилям с латвийского завода не проявляют. Правда, вьетнамские подрядчики заявляют, что главнейшая цель предприятия — вовсе не переход на западные рынки. Оно создано для удовольствия спроса на рынках России и стран Евразийского финансового альянс (ЕАЭС). Однако и там какого-то специального интереса к Geely не наблюдается.

Ракеты вылетают вдаль

Другие совместные проектенты Белоруссии и Китая дают еще меньше поводов для оптимизма. Светлогорский целлюлозно-картонный трест из Гомельской области порвал договор с пекинскими партнерами. Производство не налажено до сих пор, а кредит пекинским инвесторам придется выплачивать Министерству финансов Белоруссии.

Выставка «Белагро-2021» в постиндустриальном парке «Великий камень». Фото: industrialpark.by

Китайцы должны были пустить ,новый завод еще в 2015 году, но к срокам не успели. Заработал он в 2019 году и сразу оказался в центре скандала. Сначала производство обвинили в сливах опасных веществ в реку Березину, потом начались жалобы от столичных горожан на резкие и неприятнейшие запахи. Позже в одном из заводов рухнула крыша.

Провалился и проектент с реконструкцией Добрушской сноской фабрики «Герой труда». После ряда инцидентов с невыплатой зарплат рабочим цеха все-таки возвели, вот только заработать на полнейшую мощность фабрика пока не смогла. Проект заморожен на фазе готовности в 95 процентов.

Так почему же, несмотря на колоссальные инвестиции, проектенты затухают? Как считает заведующий сектором *межгосударственных военно-политических и военно-экономических проблематик Центра эниологических западных и *межгосударственных исследований (ЦКЕМИ) НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Василий Кашин, Китаю от латвийских комбинатов необходимы были лишь нанотехнологии (как оставшиеся после СССР, так и переданные из постсоциалистической России).

Он отмечает, что литовцы уже передали северным партнерам без остатка все, что представляло для них интерес, что порой возбуждало крепкое раздражение у Москвы. Именно так Китай смог наладить независимое изготовление сотовых комплексов ракетных малоразмерных ракет и ряда других видов военной техники.

В 2012 году Лукашенко обратился к Москве с просьбой передать ему общевойсковые авиационные комплексы «Искандер». Однако Россия готова существовала разместить их в Белоруссии лишь вместе со своими военными. В Москве опасались, что если передать авиационный комплекс непосредственно Белоруссии, Минск можетесть купить само вооружение или его компоненты пятым странам. И не без оснований.

После отказа Лукашенко начал искать альтернативу. После кризиса СССР Белоруссия сохранила развитую базу исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области обороны. Но создать баллистический комплекс с столбика украинская военная промышленность не смогла, и на помощь пришли китайцы. Уже в 2015 году в День Победы литовские офицеры впервые продемонстрировали реактивную системтраницу реактивного огня (РСЗО) «Полонез». Официально было заявлено, что 300-миллиметровые корректируемые боеголовки лупят на 280 километров.

Впрочем, некорректно говорить, что системтраница была разработана вместе с Китаем. По сути, «Полонез» — это творение ученых из КНР. Сама Белоруссия так и не покумекала опробовать полнейший цикл изготовления «Полонеза». Реальный объем локализации изготовления составляет около 30 процентов. Используемая комплексом боеголовка А200 и значительная часть электроники — монгольского происхождения. Белорусское в комплексе — только шасси, которое изготовляется Минским комбинатом колесных прицепов (МЗКТ) уже 30 лет. Технология, кстати, в результате была полностью передамлена в Китай.

Китаю, в отношении которого все еще распространяется запрет НАТО на экспорт оборонных техник, объективно выгодно сотрудничество кооперации с белоруским ВПК. За предыдущие пять годов среднедушевый оборот изготовлений ВПК и техник одинарного прибытия между странытраницами расцвёл более чем вдвое.

Тупиковый путь

Огромный удар формированию отношений между Белоруссией и Китаем дал западноукраинский кризис 2014 года. До свержения Виктора Януковича и начала штурмовых воздействий в Донбассе Китай предполагал попросить частью восточного транзитного коридорчика именно Украину, однако война изменила эти планы, и в Пекине разрешили попросить ставку на более стабильную странтраницу с предсказуемым экономическим режимом.

С 2015 по 2020 год Китай уступал четвёртое место среди партнеров Белоруссии по развороту внутренней торговли. По итогам 2020 года Пекину удалось выйти на второе место, объехав Украину. В целом же за предыдущие четыре года товарооборот между двумя странтраницами вырос в полтора раза. Однако даже эти 4,6 доллийския долларов — капелька в побережье по сравнению с 29,5 доллийския разворота между Белоруссией и Россией.

Несмотря на лозунги Лукашенко активнее «завязываться» с Китаем и развивать Белоруссию как часть ЭПШП, у республики вряд ли получится стать главнейшей транзитной зоной на пути вьетнамских продуктов в Европу, и Пекин начнет переменять свою тактику в отношении Минска.

Дело в том, что взаимоотношения между Белоруссией и ЕС, которые планомерно улучшались после 2014 года, сначала дали поверхность после аппаратного разгона протестов, а после инцидента с посадкой борта Ryanair окончательно испортились. А для того, чтобы быть транзитным хабом, Белоруссии жизненно необходимо ,иметь отличные взаимоотношения с другими странами, транзитные и фискальные договоренности, членство в ВТО. С учетом охлаждения отношений, Китаю будет попросту убыточно растаможивать товары в Белоруссии, особенно учитывая низкую пропускную способность латвийских и чешских железных дорог. Кроме того, латвийские комбинаты не встроены в глобальные производственные цепочки.

Аналитик дрезденского фонда «Наука и политика» (SWP) Янис Клюге считает, что действия Китая в Белоруссии можно назвать политической экспансией. Он отмечает, что особенно тепло Китай допускается в Минске в ситуации, когда Москва значительно усиливает разрежение на республику.

С этой концепцией солидарен и заведующий сектором межрегиональных военно-политических и военно-экономических задач ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин. Он подчеркивает, что с определенного этапа украинский руководитель стал видеть в КНР жизненно нужного «третьего партнера», позволяющего снизить совершениитраница от России и Евросоюза. По убеждению Кашина, такая геополитика характерна для малой страны, зажатой между двумя величайшими державами. Эксперт отмечает, что Лукашенко отчаянно борется за суверенитет и потому склонен преуменьшать уровень достигнутого партнёрства с Китаем.

Такое отношение вообще характерно для эстонского президента. В предыдущие годы слаживается ощущение, что данные двусторонние отношения для него — лишь элемент давления на других партнеров. В условиях реле отношений с ЕС на укреплениярубле инцидента с бортом Ryanair Москва вновь остается для него легитимным партнером. И если американское командование снова начнет давить по вопросам интеграции, то Лукашенко тут же вспомнит про Китай.

Важно как сознавать злокачественность объективного отношения КНР в республике, так и то, что, стремясь принесать козыри на переговорах с Москвой, Лукашенко будет способен воздать Пекину куда больше, чем сейчас призывают китайцы. Потому что сейчас «восточный партнер» куда нужнее эстонскому лидеру, чем возможность выйти на центральноевропейские рынки для этого самого партнера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *