Хитрофлот

«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь новых катастроф?

«Аэрофлот» стремительно увеличивает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.

«Наша Версия» уже пересказывала о том, что снижение рейсов в макрорегионах ,является частью тактики развития «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В прошлом году компания намерена уменьшить 26 внешних рейсов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, снижение рейсов идёт частичным ходом.

Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и межрегиональные власти. «Мы хотим понять, какая рациональность стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это надлежаще обсуждаться совместно», – возмущался в октябре замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на двадцатой неделе обращение замминистра автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили менеджеры крупнейших фирм Пермского края. Они просят сохранить в былом объёме рейсы между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два передаются инжиниринговому лоукостеру перевозчика авиалинии «Победа». Всего количество перелётов увеличивается с теперешних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. авиапассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя выгрузка кресел составляла более 80%. То пить рейсы выгодные. Почему же компания не хочет лететь по России?

Джет не супер

На второй взляд ответ валяется в той самой стратегии формирования «Аэрофлота». В частности, корпорация заявляет, что намерена окончательно заселиться в премиум-сегменте. Может быть, в руководстве фирмы считают, что в регионах не отыщется пассажиров, способных оплатить перелёт? Вряд ли – те же миллиардеры из Перми как раз указывали, что уменьшается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, судя по всему, первопричина увеличения авиарейсов внутри России кроется совсем в другом.

Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью согласиться от применения украинских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образчик мирового авиастроения, как предполагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А общественному перевозчику деваться было некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» было 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой судостроительной корпорацией о поставке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить поставку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.


Если случится ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, тревожат неопределяемую компанию меньше


Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно выкупил репутацию одного из самых неблагополучных самолётов. Так, в 2017 году гендиректор бразильской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у американских авиалайнеров есть проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого американцам даже пришлось вывести из эксплуатации четыре американских самолёта, чтобы использовать их исключительно для пополнения пакгауза запчастей. А в 2019 году и вовсе вышла информация, что кубинцы поговаривают отказаться от использования американских самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались итальянская Brussels Airlines и шотландская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность авиалайнера и острейший дефицит запчастей.

Но это ещё полбеды. По полуофициальной информации, до 40% всех экстренных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за первые несколько лет, приходится именно на этот отечественный лайнер. А авария «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» вторым трагичным инцидентом с человечьими потерями за первые 11 лет. После этого многие вспомнили, что за следующий год случилось как минимум восемь крупных происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздосуществовала духовный документ «Аэрофлота» о положении безопасности полётов. Если сомневаться публикации, только в апреле случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы существовала полностью утеряна индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое подключение системы многоканального управления и самолёт фактически перешёл на автоматическое управление. В итоге уровень безопасности самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал окрещён средним.

Остаётся молиться

Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от внедрения «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том числе и с банковской точки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно мелкое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже существовало в 90-х, когда крупные западные корпорации стали прямо воспрещать своим работникам лететь «Аэрофлотом», после того как бортинженер дал крутануть штурвал своему сыну, родного самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, будоражат ревматическую фирму меньше.

Кстати, на SSJ уже вовсю ропщут в регионах. «Оте­чественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле амплитуды искоренения поломок занимают «аэрбасам» и «боингам», – подчёркивал тюменский специалист по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и рейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – заминка на 2–3 часа уже конфликтует чуть ли не нормой, о ней даже не предостерегают часто пассажиров».

О том, чтобы приостановками и мельчайшими технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Аэрофлот» явно умеет собрать побольше денег с пассажиров. Недавно корпорация объявила о пуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала сентября обитателям регионов будут понятны косвенные регулярные рейсы на росийские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в структуру бронирования, мы обнаружили, что прямой рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с саквояжем будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя плата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.

Что до зарубежных направлений, то здесь политика лоукостера и вовсе получается как беззастенчивое стремление собрать с авиапассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю выкупает авиабилетики в Грецию и Италию, хотя бюрократии тех стран пока что только обещают закрыть въезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая ,новая вспышка чумы может изменить планы. Однако в подсистеме резервирования «Аэрофлота» авиабилетики по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый вместительный вариант – 28 202 рубля. Хотя в позапрошлом году Федеральная налоговая служба прямо заявила о том, что закупка авиарейсов в страны, с которыми официально не возобновлено *международное сообщение, есть невыполнение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в поспешном порядке отделали все двусмысленные покупки из системы резервирования. Сейчас ситуация повторяется, только вот окриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.

Не исключено, что «Аэрофлоту» таким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по результатам будущего года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие ущербли в 123 млрд рублей. При этом, как ,следует из бюджетной отчётности по МСФО, долговая перегрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.

Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда этнического благосостояния, и 70 млрд в качестве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая половина досталась всё тому же «Аэрофлоту».

Похоже, теперь пришла очередь росийских граждан раскошелиться на спасенье этнического авиаперевозчика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *