«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин пересказал Sobesednik.ru о конкретной ситуациютранице на полиэтнических дорогах

Следственный комитет поддержал заявление президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину лоббистский турнир по росийским тропинкам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным объективную обстановку на росийских дорогах.

— Каковы сейчас объёмы коррупции на украинских дорогах?

— Около 100 доллийскиёв рублей в год. Это на дорогах. Если мы однаружмём ещё и такие отрасли, как лесохозяйственное хозяйство, пожарную комиссию и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, очевидное дело — это главнейшая «артерия», связанная со всеми остальными отраслями экономики.

— Что вы думаете о громкой предыстории с задержанием замначальника курганского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно удивление хоромами начальника Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе кушать такие хоромы – у начальника ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы работают везде. Сейчас в России работники контролирующих органов выходят на деятельность не законы блюсти, а зарабатывать.

По следстви следствия, Сафонов за мзду позволял фурам с «перегрузом» семени или других глинистых балластов беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая может быть удобна только клиентам и милиционерам контролирующих органов. Перевозчикам она не удобна. В двадцатом году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство транспорта. А система Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых участвуют отделочные компании.

Владимир Матягин

— И желает выручить за ремонтные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая расценка понуждает туроператора привозить стройматериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: таксист уменьшил «осевую нагрузку» — и уплатил милиционерам ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки ломились к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом начались локальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно забирать на постах с таксистов «денежку», всё можетесть выйти наружу. Были частотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда сотрудники ФСБ вскрыли коррупцию в размере 5-6 миллиардов рублей в день.

— Собирать дань на постах стало неудобно.

— Теперь грузовладельца задерживают и получают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — бывшего милиционера контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает реестр автомобилей с номерками и непринадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается представитель грузовладельца – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены можетесть разниться от 10 до 50 сотен рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» ехали с чемоданчиком, потом заработались и стали делать переводы на карты его родственников или перегонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта схема сейчас действует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно названивали мне и спрашивали: а когда у нас коменданта ГИБДД посадят? Мы проводили там празднества в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают ехать с перегрузом, а дань берут не только с зерновозов, а даже с крохотных «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, аграрные продукты…

— Всё это гарантированный «перегруз».

— Да. И на него кушать ежегодный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для милиционеров ГИБДД, которые работают на постах, кушать специальные отличительные знаки на машинах – названья вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти схемы не влез. Если у шофера на машине написано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у гаишника такого знака нет, ему говорят: протокол будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле заправки был невзрачный ларёк. Перевозчик заходил туда и платил денежку, чтобы проехать в Новороссийский порт по непреходящей дороге через Владимировку. И ему в подпорном бундесманшафте ставили соответствующий штамп. За этой схемой мы наблюдавали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по подгруппам «оппонента», по рациям прошла информация, что приехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по своим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в утреннее время выдвинули туда машину с обществёным контролем, встали и надеваем на Youtube: машины подьезжают к конторе Ространснадзора, показывают путёвый листочек, где стоит штамп, и едут дальше. Потом к нам подходит зам.начальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в утреннее время работаете? Тем временем незапланированной гаишник подъезжает к инспектору, чтобы показать путёвый листочек со трафаретом – боясь, что иначе его накажут, – инспектора нигде нет, гаишник уже пытается пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я поехал к начальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои руководители. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я существовал в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, коньяки дешёвые стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то экие же у него хоромы? В кабинетах замначальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все выезжают с перегрузом, а наши руководители не могут совладать с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши прибивайте – приводите всё в порядок, или мы выложнём информацию в публичный доступ.

— Получается, в иных регионах коменданты ГИБДД или Ространснадзора можетбыли бы разделить участь Сафонова?

— Да, все те коррупционные схемы всегда упераются в заинтересованность руководства контролирующих органов.

— В каких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё помните о ГИБДД, ГИБДД узнаёт о вас. Что побуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: доплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция отражается на всех сферах моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим нашим детям? Им же с этим всем придётся жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете оберегать свои права, они потом однаружмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, криминальная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из сегодняшних низких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою репутацию вольнонаёмными начальниками на дорогах. Они и сооружали эту систему. То, что мы видим сейчас – продолжение того, что они сооружали в 90-ые.

— При этом структура усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических участков взвешивания.

— Так хотят убрать «человеческий фактор» общения с инспектором и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли обстановку в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает тряпицей номер, проезжает участок взвешивания, а потом рассчитывается с инспектором. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для контроля поставим у этих участоков наряды ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны невыполнения в так называемой «нагрузке по осям» автотранспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта коллизия в законодательстве – способ заработка. На районах полуполуавтоматического взвешивания не учитываются давление воздуха и другие факторы, влияющие на вотчинный кгород грузопассажирского автомобиля, перевозящего зерно или зыбучий груз. В миг проезда района полуполуавтоматического контроля поток воздуха от машины можетесть создать давление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого случится некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы перевозчик существовал законопослушным. Коммерческим организациям на территории государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических участков кгородового контроля. И эти организации заинтересованы в том, чтобы перевозчик нарушал и платил за это. А предположение туроператоров существовало опротестовано государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже конкретная опастность на дороге?

— Да, он снижает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это несоблюдение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди подыхают от него на дорогах ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не случится семейная трагедия на дороге, никто не задумается.

— Что нужно делать для постановления проблемы?

— За «перегруз» нужно делать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые реализуют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять подсистему контролирующих органов и корректировать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и смежных регионах, мне кажется, только озлобится в взаимоотношении перевозчиков.+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *