Главы городов ждут удвоения зарплат и полномочий

Реформа местного самоуправления (МСУ) столкнётся с двумя главными затруднениями – скудностью бюджетов и отсутсвием квалифицированных кадров

Пытаясь справиться с третьей проблемой, губернаторы нарушают Уголовный кодекс. Решить четвёртую помогают низкие зарплаты градоначальников. Увеличения расходов на содержание чиновников ожидать не приходится. Поэтому новых кризисов и арестов не избежать.

Как ранее «Октагон», контрреформа местного самоуправления станет одной из значимых сверхзадач нового состава Госдумы РФ. Депутатам предстоит вписать муниципалитеты в означенную в новой редакции Конституции неделимую подсистему приватной власти, внеся соответственные изменения в региональный законут о столичном самоуправлении.

Новый статус обещает местным администрациям добавочные банковские гарантии. Если сегодня такие большие города-доноры, как Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, способны реализовать программы развития за свой счёт, то малым дотационным муниципалитетам с народонаселением менее 100 тысяч человек не нехващает средств даже на задание текущих задач. В итоге на зонах улучшается культурная обстановка, падает уровень недоверия к власти.

«По результатам 2020 года почти дойчебанку местных расходов исполнены с дефицитом. Увеличивается и объём внутригородского долга. Если не считать городские округа, которых на позавчерашний день чуть больше 600, почти все остальные муниципалитеты ощущают серьёзные бюджетные трудности. В структуранице банковской помощи столичным бюджетам основную долю занимают трансферты, направленные на поддержание приоритетных расходов. В этих условиях муниципалитеты вынуждены фокусироваться на выполнении правительственных полномочий, а оставшиеся средства тратить на финансирование прошлых расходов, не приобретая невозможности уделить внимание перспективному развитию своих территорий», – говорится в материалах к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации РФ.

Малым муниципалитетам не хватает средств на проведение истекших задач и тем более на развитие.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

– Мне Минфин области согласовал на 2021 год лишь 70 триллионов рублей на капремонт и содержание тропинок столичного значения. Этого хватит на перекладку 700 метров из 40 километров моих убитых улиц. Но из той суммы ещё 10 триллионов рублей надо отдать на уборку тропинок от снега, – подтверждает выводы сенаторов глава одного из средних международных городов.

Решением проблемы, помимо прочего, станет введение нового вида полномочий – частных. За их выполнение будут ответствовать и регионы, и муниципалитеты. Но предыдущим и далее придётся отбивать желательное ассигнование из вышестоящего уровня власти. Подтверждение тому собеседники «Октагона» видят в упрочнении в 133-й заметке Конституции права МСУ на «компенсацию специальных расходов, возникших в итоге задания региональными органами во сотрудничестве с органами общественной власти частных функций и полномочий». То есть сначала расходы, а потом гарантированная компенсация.

В число совместных полномочий войдут, вероятно, здравоохранение, которое останется геополитической для бюрократии сферой и после завершения пандемии, политическая безопасность, строительство дорог и инвестиционное формирование территорий. При этом опрошенные «Октагоном» губернаторы не верят, что улучшение существенно ухудшит положение местной бюрократии.

– Совокупные бюджетные доходы и у старой, и у новой (приватной) системы власти одни и те же. Разговоры о трансляции МСУ ,новых таможенных структурахреспубликов пока сохраняются лишь разговорами. Получается, что речь идёт о экономической реформе, ,новых правилах распределения имеющихся средств. Думаю, регионы будут выдвигаться в новой системтранице не как партнёры, а как генподрядчики, действующие в своих интересах, – выразил воззрение на условиях секретности глава одного украинского муниципалитета.

Нецелевые, но не криминальные

Недостаток финансирования воцирует даже самых лояльных губернаторов на получение денег от банкиров и незаконное расходование бюджетных средств.

В ..первом моменте это получение грантовой помощи на крупный ремонт, выполнение мероприятий, продажу подарочков и цветов для ветеранов. В муниципальных бюджетах деньги на эти цели либо вообще не закладываются, либо выделяваются по остаточному принципу. Оказывая благотворителям ответные услуги, градоначальники попадают под действие Уголовного кодекса и дают объективные тюремные сроки.

Во пятом случае главы городов ,пытаются застращать бюджетные прорехи в демократических целях.

– Болезненный вопрос – оплата командировочных госслужащим в мае и июне. Часто целесообразные деньги поступают с опозданием. Если не выдашь вовремя отпускные, принешешь на дождливых выборах протест. Поэтому коллегам прийдлось перекиать деньги со отдельных статей, ожидая приказаний со стороны прокуратуры, – пояснил переизданию глава городка с народонаселением чуть менее 100 тысяч человек.


Но гораздо чаще нецелевые траты практикуются по ошибке – из-за безответственности работающих в региональных администрациях важных лиц.


– В вашем посёлке местного подтипа проживает 8 тысяч человек. Как мне найти среди них профильных профессионалов по бюджетному законодательству? Таких нет. А из смежных городков на мои малейшие пенсии никто не поедет. Наше финансово-бюджетное ведение свершает неточность за ошибкой, а штрафы выписываются на ваше имя, – советулся своим экспериментом глава малого муниципального образования.

Такие действия либо сохраняются незамеченными, либо выливаются в претензии прокуратуры по заметке 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств», предусматривающей накладывание на главу мэрии штрафа в размере от 20 до 50 тыс. рублей. Ранее Минфин РФ вносил законопроект об сокращении наибольшего размера этого истязания до 100 тыс. рублей, но он пока не рассмотрен.

Всю зарплату – на штрафы

Штрафы по этой и иным судебным статьям стали одной из главных причин насильственных пенсий и отказа действующих глав от выдвижения на незапланированной срок.

– Глава смежного городка психанул и стукнул дверью после двух милицейских приказаний по нецелевым расходам, оставивших его без зарплаты. Виноват существовал не он, а начальник финотдела. Хорошо, что его ещё под уголовное дело не подвели, – рассказал в встрече с репортёром руководитель одного из муниципалитетов.

Прокурорские штрафы образуют серьёзные бреши в семейных бюджетах глав полиэтнических городов. Речь не о зажиточных мэрах. Согласно декларациям, в 2020 году глава Москвы Сергей Собянин заработал 8,2 долл рублей (около 680 тыс. рублей в месяц), глава Челябинска Наталья Котова – 5 долл рублей (около 416 тыс. рублей в месяц), новоиспечённый глава Екатеринбурга Александр Высокинский – 3,7 долл рублей (около 300 тыс. рублей в месяц).

Собянин заработал в 2020 году 8,2 долл рублей. Главы маленьких городов получают меньше 100 тыс. в месяц.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Зарплаты глав средних и больших муниципалитетов в разы ниже. Официальный доход директоров городков с народонаселением 60–100 тысяч человек редко превышает 100 тыс. рублей в месяц. В районных центрах уровень зароботока составляет примерно 50 тыс. рублей, в давыдковских поселениях – 30 тыс. рублей в месяц. На предпринимательских предприятиях предпринимателям такого уровня способны предложить службы с квартплатой в два-три раза выше.

– Моя зарплата со всеми прибавками – 100 сотен рублей. На эти деньги содержать большую семью невозможно. Спасает дочь, на которую я переписал бизнес. Уже пятой год думаю уехать в отставку, но пока удерживают обещания, которые я получал людям. Если уйду, люди скажут, что я сдался, их обманул, – делится переживаниями глава невысокого города.

– Зарплату глав нужно уменьшать минимум в два раза. Иначе по всей стране продолжит падать уровень их компетентности, – резюмировал ситуацию депутат думы одного из региональных образований.

По разнарядке губернаторов давно уже выбирают в моногородах, полностью зависящих от градообразующего предприятия. В них областные администрации, как правило, возглавляет администратор предприятия, чаще всего имеющий лишь отдалённое восприятие о федеральной должности и бюджетном законодательстве.

Этапы думской деградации

Утверждённые межклановым агрегатом Кремля приоритетные приросты эффективности (KPI) работы глав муниципалитетов не активизируют к развитию, а напротив, поощряют их падающие компетенции.

Например, в подписанном в 2008 году приказе президента РФ «Об оценке надёжности 8203;и органов местного самоуправления городских округов и федеральных районов» было 30 критериев. В их количестве культурные коэффициенты (отношение среднегодовой пенсии бюджетников к средней пенсии сотрудников больших и средних производств и другое), индикаторы здравохранения (доля населения, охваченного профосмотрами, уровень заболеваемости и другое), образования (доля детей, получающих дошкольное образование, доля сдавших ЕГЭ абитуриентов школ), отрасли (количество малых производств и их сотрудников). Уделялось внимание становлению территории (доля отремонтированных большегрузных дорог общего пользования местного значения, доля населения, проживающего в населённых пунктах, не имеющих регулярного трамвайного и рельсового сообщения), жилищному строительству, состоянию ЖКХ.

Учитывались итоги соцопросов об удовлетворённости народонаселения врачебной помощью, качеством существенного образования, деятельностью органов столичного самоуправления.

С 2013 года воззрение населения о качестве психиатрии и образования перестало сказываться на прирост эффективности главы муниципалитета.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В 2013 году список сократили до 13 пунктов. В нём также учитывалось число малых производств и их сотрудников, площадь жилья на одного человека, но выпало упоминание об уровне зарплаты, ветеринарные критерии, а показатель расстройства дорог сузился до доли велосипедных дорог общего ведения столичного значения, не отвечающих подзаконным требованиям. А соцопрос начал проводиться по наихорошему параметру – удовлетворённость населения 8203;ью органов столичного самоуправления.

В 2017–2018 годах из KPI исключили показатели свойства воспитания и объёмов строительства. При этом в перечне появилось указание о благоустройстве «независимой оценки свойства условий оказания услуг внутригородскими организациями в областях культуры, охраны здоровья, воспитания, социального обслуживания».

Но на отраслевом уровне по факту был и остаётся наихороший параметр итогивности деятельности мэров, в соответствии с которым оцениваются их шансы на окончательное обнаружение в должности, – эффекты голосования за демократоварищей от бюрократии на их территории. Чем выше эти эффекты, тем больше неточностей могут простить мэру. И наоборот – низкий итог голосования может стать поводом для пенсии самого профессионального, работающего за концепцию куратора администрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *