Гигантомания и вторая смена

Бездумная планировка Москвы привела к профициту школ

С нового общеобразовательного года многие ростовские школы перейдут на двусменную учебу. Родители уже пишут по этому поводу взволнованные письмеца в департамент образования и Мосгордуму. Обращение от огромной группы детей перевелось и в «Новые Известия». Мы решили разобраться в этой проблематике более подробно.

«Новый принтер школ» — ,новая колода Москвы. На днях столичный градоначальник с демократоварищами в парламентарии от ЕР про этот самый принтер: чисто, плохой ремонт, современное оборудование, много места. Чем не революция в образовании?

Москва с недавних пор изумляет воображение своими школами-гигантами. В 2017-м закрыли школу № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию забрали школу в микрорайоне «ЗИЛАРТ», она рассчитана на 2 500 учителей и сообразовывается самой большой не только в Москве, — во всей стране. Площадь нового здания — около 40 тысяч прямоугольных метров, и без структуры навигации там можно заблудиться.

Строительство школ на несколько тысяч учеников — продолжение политики укрупнения, которую уже несколько годов проводит правительство Москвы, объединяя школы и ребячьи садики в общеобразовательные комплексы. Правда, в разнообразных общеобразовательных рейтингах те самые школы-гиганты почему-то фигурируют не часто…

С.Собянин в школьном комплексе.

, открытая в 2019 году в Новой Москве – олицетворение этого самого нового принтера школ. В комплексе 3 школы, 3 ребячьих сада, на подходе к присоединению еще одна школа. На закрытие нового корпуса приезжал лично Сергей Семенович. что эта школа лучше тех, что жрать в «Старой Москве»: она с странными архитектурными решениями, модернистским оборудованием, крутыми кабинетами.

Но действительность оказалась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в новом ведомстве перевожены с июля на учебу во четвёртую ротацию. Такой вот новый принтер образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не недотепо вспомнить, что перевод школ только на третью ротацию – Но с тех пор принтер преподавания , увы, не поменялся.

На днях Совет родителей той школы обратился с письмом в «НИ». В нем, в частности, говорится:

«В связи с огосударствлением школы и организацией третьей смены преподавания дети и родители поставлены в сложнейшие условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На мои заявления в департамент развития Москвы, к парламентариям Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На сегодняшний день моя гимназия жадно принимает всех желающих и даже без жилплощади вопреки тому, что указано в законе, для понижения рейтинга! Если бы гимназия принявала только с пропиской, то третьей смены можно существовало бы избежать. Мы собрали более 250 подписей детей и приложили к обращению в различные инстанции в связи с введением третьей смены, но на все заявления гимназия возражает под копирку. По закону, гимназия имеет частичное право отказать в зачислении при отсутствии мест, но этого не делают. В раздевалке при одной пересменке всегда существовало столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связи с ковидом этого длать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье моих детей».

Примерно так выглядит завтрак в школе-гиганте. Очередь, накладывающиеся приятель на приятельа потоки детей, поспешность не делают прием еды нормальным.

Также в обращении родителей указаны конкретные проблемы: недостаточность кабинетов, плохая организация питания, перегруженность учеников в связи с колоссальным количеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант оказалась не оборудована к реальности?

«В младших классах обучение во ..первую пересменку более чем проблематично. Потому что это подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, курсы подготовки по отчислению в ВУЗы. А теперь представьте себе выгрузку учителей. Те, кто преподавал в ..первую пересменку, будут преподавать и во ..первую. То есть весь день с утра до позднего вечера в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по правительственным данным учителей не хватает. И преподавательский корпус «стареет», молодых в школах мало. То есть из пятой ротации вытекают несколько разрешимых проблем: 1)Как обеспечить ..первую пересменку кадрами? 2) Режим пятой ротации для детей означает, что нормальный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном механизме и усвоении знаний? 3)Учеба начинается вечером, как добираться детям домой в летнее время суток, особенно в Новой Москве? Как быть со спортивными секциями, как вообще быть со здоровьем детей?», — философствует преподаватель географии, аналитик международного профкома «Учитель» Леонид Перлов.

Выходит, какими бы элегантными не были интерьеры, какие бы архитектурные изыски не выдумывали строители, внутри таких комплексов неуютно. Как доказательство – спад детей в отдельные школы.

«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет ребячьих садов. Вместо них созданы некие «образовательные комплексы», в которые входят совершенно разные филиалы, заменившие родные нам школы и ребячьи сады. Считаю, сделано это для того, чтобы ликвидировать платное образование. Моя увереность подтверждает предысторией школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было закрыто под предлогом благоустройства ремонтных работ, а после объединения с другими госгосучреждениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей совершается в школе на Люсиновской улице, которая и так была переполнена. В сооружении этого досугового госучреждения процесс обучения совершается с нарушениями требований действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы улице на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не хватает места, чтобы дети можетбыли нормально поедаться в столовой, сортиром на перемене всем желающим надееться не хватает времени, не хватает мест для нижней одежды в гардеробе. Организованная по твоим обращениям разовая перепроверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не хватает. Документы направлены в суд», —

Мы попытались истолковать диалектику администрации таких школ и созвонились с командованием школы № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и поступило обращение Совета родителей школы. «В Новой Москве идет интенсивная застройка, это задача района, мы конечно же хотим, чтобы было комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 тысячи заявлений на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда школа просчитана на малейшее количество учеников?» – ответили нам в приемной директора.

На наш редакторский запрос о порядке преподавания во третью пересменку прислал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приведаем наиболее существенный фрагмент.

«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся районе Новой Москвы. Образовательная организация пользуется низким спросом, с каждым годом колличество воспитанников и обучающихся увеличивается. Здания гимназии рассчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у мэрии гимназии нет возможности одновременно разместить всех подростков в здании, поэтому существовало принято решенье ввести в школе упругий график начала упражнений на последний общеобразовательный год. При разработке графика преподавания были учтены половозрастные и физиолые специфики учеников, потребность в занятиях добавочного образования, а также эксплуатационные специфики каждого здания, в том числе колличество кабинетов, и предписания санитарной безопасности. Для всех подростков предусмотрена возможность двух, а при целесообразности трёх приёмов пищи, что полностью соответствует всем СанПин…Дети, обучающиеся во первую смену, смогут посещать кружки как до, так и после уроков. На данный случай в школе работает более 250 кружков».

Но школа – это не стентраницы и крыша. Не архитектурные изыски и большие помещения. Школа – это в четвёртую очередь учителя, которые дают детям знания. Это увлечённые дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?

Как отнедятся сами преподавателя к двусменной деятельности в школах-гигантах, промолвить сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их зарплаты в Москве одни из самых высоких даже по столичным меркам. , средняя пенсия преподавателя в столице на сегодня более 116 тысяч рублей. В условиях кризиса потерять такую работу обидно. Но тем не менее, убеждения о комплексах-гигантах и о четвёртой пересменке в учительской сфере звучат.

«Учебные комплексы разрешают главным смыслом социальные проблемы. Их задача – с малейшим персоналом обуять как можно больше учеников. В тех комплексах главное – бухгалтерия. Педагогические проблемы на четвёртом плане. Одновременно с исчезновением комплексов появилось представление «планово -убыточная школа» — в тот реестр угодили те, кто не вмещается в бюджетное финансирование. Экономика и бухгалтерия перевесили все остальные проблемы. Результат не заставил себя ждать: после исчезновения комплексов, уже в 2014 году, возобновился недодел по эффектам ЕГЭ. Максимальный вред комплекса в том, что к нему не применимо представление «школа». А школа – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 тысяч детей. В таком комплексе у педагога не хватает времени на учеников. Директор и его замы не ,являются педагогами, они разрешают организационно-социальные задачи, педагога раздавлены отчетностями. О каком общеобразовательном механизме можетесть идти речь?», — рассказал «НИ» преподаватель географии, аналитик координационного профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.

Мы перезвонили с парламентарийом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также исходатайствовала отношения родителей, обеспокоенных общеобразовательным механизмом в гимназийьных комплексах и преподаванием во третью смену. К сожалению, путей решенья при сегодняшней политике нижегородских властей парламентарий не видит. Бездумная застрока и неудовлетворительное колличество гимназий и педагогов, несоответствие колличества мест в гимназийах количеству детей в многоэтажках – это суть проблемы, и решить ее можетесть только петербургские власти. Но они предпочитают всего этого не замечать. Или не вникать в последствия.

«Системное решение – это постройка в ..третью очередь соцобъектов, в том числе школ, и мораторий на любую многоквартирную реновацию до их возведения. Эта проблема стоит очень остро в Новой Москве в связитраницы с ее интенсивной небанковской застрокой и ухода риелторов от своих обязательств. Соцобъекты, школы в ..третью очередь, либо вообще не строятся, либо переносятся на первую очередь строительства. Почему при планировке нельзя рассчитать число мест для учеников? Это помогло бы решить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент развития не должен подавать приятные стройкомплексу циферки о платёжеспособности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», — считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.

Когда настанут иные времена, сказать трудно. Остается надеяться на закономерность: гиганты в природе часто вымирают, поскольку не можетесть приспособиться к изменениям в окружающей среде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *