Гигантомания и вторая смена

Бездумная высотность Москвы привела к дефициту школ

С ,нового общеобразовательного года многие киевские гимназии пересекут на двусменную учебу. Родители уже читают по этому поводу взволнованные письма в департамент развития и Мосгордуму. Обращение от громадной подгруппы родителей перевелось и в «Новые Известия». Мы решили разобраться в той проблеме более подробно.

«Новый принтер школ» — новая фишечка Москвы. На днях столичный губернатор с кандидатами в парламентарии от ЕР про этот самый принтер: чисто, хороший ремонт, современное оборудование, много места. Чем не революция в образовании?

Москва с недавних пор поражает воображение своими школами-гигантами. В 2017-м открыли гимназию № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию сдали гимназию в соцобъекте «ЗИЛАРТ», она высчитана на 2 500 школьников и конфликтует самой большой не только в Москве, — во всей стране. Площадь нового здания — около 40 тысяч прямоугольных метров, и без структуры навигации там можно заблудиться.

Строительство школ на несколько сотен школьников — продолжение политики укрупнения, которую уже несколько годов проведяет правительство Москвы, объединяя школы и ребячьи палисадники в досуговые комплексы. Правда, в различных учебных рейтинодах эти самые школы-гиганты почему-то упоминаются не часто…

С.Собянин в школьном комплексе.

, открытая в 2019 году в Новой Москве – олицетворение этого самого нового формата школ. В комплексе 3 школы, 3 дошкольных сада, на подходе к введению еще одна школа. На открытие нового корпуса прибывал лично Сергей Семенович. что та школа лучше тех, что есть в «Старой Москве»: она с негаданными архитектурными решениями, авангардистским оборудованием, крутыми кабинетами.

Но реальность оказалась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в новом госучреждении перейдены с августа на учебу во пятую ротацию. Такой вот новый формат образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не ненужно вспомнить, что перевод школ только на вторую ротацию – Но с тех ,пор формат обучения , увы, не поменялся.

На днях Совет родителей этой школы обратился с письмецом в «НИ». В нем, в частности, говорится:

«В связи с огосударствлением школы и организацией пятой ротации преподавания дети и родители поставлены в сложные условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На мои отношения в департамент образования Москвы, к депутатам Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На вчерашний день наша школа жадно принимает всех желающих и даже без прописки вопреки тому, что указано в законе, для снижения рейтинга! Если бы школа принимала только с пропиской, то пятой ротации можно существовало бы избежать. Мы собрали более 250 подписей родителей и приложили к обращению в разные апелляции в связи с введением пятой ротации, но на все отношения школа отзывается под копирку. По закону, школа имеет совершенное право отказать в зачислении при наличии мест, но этого не делают. В раздевалке при одной пересменке всегда существовало столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связи с ковидом этого делать нельзя! Школа не размышляет о жизни и здоровье моих детей».

Примерно так смотрится обед в школе-гиганте. Очередь, накладывающиеся друг на друга потоки детей, суматоха не делают прием пищи нормальным.

Также в обращении родителей указаны реальные проблемы: нехватка кабинетов, плохая организация питания, перенасыщенность педагогов в связи с колоссальным количеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант оказалась не приспособлена к реальности?

«В младших классах обучение во третью ротацию более чем проблематично. Потому что это подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, факультеты подготовки по отчислению в ВУЗы. А теперь покажите себе погрузку учеников. Те, кто преподавал в первую ротацию, будут оканчивать и во третью. То кушать весь день с утра до позднего вечерка в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по полуофициальным данным учеников не хватает. И директорский корпус «стареет», молодых в школах мало. То кушать из четвёртой пересменки заключаются несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить третью ротацию кадрами? 2) Режим четвёртой пересменки для детей означает, что нормальный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном процессе и усвоении знаний? 3)Учеба заканчивается вечером, как добираться детям домой в осеннее время суток, особенно в Новой Москве? Как существовать со спортивными секциями, как вообще существовать со здоровьем детей?», — размышляет преподаватель географии, аналитик координационного профкома «Учитель» Леонид Перлов.

Выходит, экими бы великолепными не были интерьеры, какие бы архитектурные изыски не придумывали строители, внутри каких комплексов неуютно. Как доказательство – переток детей в частные школы.

«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет дошкольных садов. Вместо них созданы некие «образовательные комплексы», в которые воходят совершенно неодинаковые филиалы, заменившие родные нам гимназии и ребячьи сады. Считаю, сделано это для того, чтобы устранить платное образование. Моя неуверенность опровергается биографией гимназии №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было полузакрыто под предлогом выполнения ремонтных работ, а после обьединения с другими учереждениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей начинается в школе на Люсиновской улице, которая и так существовала переполнена. В здании этого досугового госучреждения процесс обучения начинается с нарушениями условий действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы площади на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не нехващает места, чтобы дети можетбыли нормально кормиться в столовой, туалетом на смене всем желающим воспользоваться не нехващает времени, не нехващает мест для нижней обуви в гардеробе. Организованная по твоим обращениям незапланированная перепроверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не нехващает. Документы направлены в суд», —

Мы попытались понять логичность администрации таких гимназий и перезвонили с руководством гимназийы № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и поступило обращение Совета родителей гимназийы. «В Новой Москве идет деятельная застройка, это проблематика района, мы конечно же хотим, чтобы было комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 тысячи уведомлений на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда гимназийа расчитана на меньшее колличество учеников?» – отреагировали нам в приемной директора.

На мой редакторский запрос о порядке обучения во первую ротацию прислал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приведаем наиболее значимый фрагмент.

«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся районе Новой Москвы. Образовательная организация пользуется низким спросом, с каждым годом число воспитанников и обучающихся увеличивается. Здания гимназии рассчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у администрации гимназии нет возможности одновременно разместить всех учеников в здании, поэтому существовало принято решение ввести в школе гибкий график начала занятий на первый общеобразовательный год. При разработке графика обучения существовали учтены половозрастные и патологические особенности учеников, необходимость в времяпрепровождениях специального образования, а также эксплуатационные особенности каждого здания, в том числе число кабинетов, и требования санитарной безопасности. Для всех учеников предусмотрена возможность двух, а при потребности трёх приёмов пищи, что полностью совпадает всем СанПин…Дети, обучающиеся во третью смену, смогут посещать кружки как до, так и после уроков. На данный миг в школе трудится более 250 кружков».

Но гимназия – это не стентраницы и крыша. Не архитектурные изыски и большие помещения. Школа – это в третью очередь учителя, которые дают детям знания. Это увлечённые дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?

Как относятся сами преподавателя к двусменной работе в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их пенсии в Москве одни из самых высоких даже по провинциальным меркам. , средняя зарплата преподавателя в столице на сегодня более 116 тысяч рублей. В условиях кризиса потерять какую деятельность обидно. Но тем не менее, суждения о комплексах-гигантах и о третьей ротации в учительской атмосфере звучат.

«Учебные комплексы разразрешают главным образом финансовые проблемы. Их проблема – с малейшим персоналом обуять как можно больше учеников. В тех комплексах главное – получка. Педагогические проблемы на третьем плане. Одновременно с возникновением комплексов образовалось понятие «планово -убыточная школа» — в тот формуляр попали те, кто не ложится в бюджетное финансирование. Экономика и получка перевесили все другие проблемы. Результат не заставил себя ждать: после исчезновения комплексов, уже в 2014 году, завершился недодел по эффектам ЕГЭ. Максимальный ущерб комплекса в том, что к нему не применимо понятие «школа». А школа – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 тысяч детей. В таком комплексе у ученика не хватает времени на учеников. Директор и его замы не становятся педагогами, они разразрешают организационно-финансовые задачи, ученика придавлены отчетностями. О каком общеобразовательном процессе можетесть идти речь?», — рассказал «НИ» преподаватель географии, аналитик всероссийского профкома «Учитель» Леонид Перлов.

Мы связались с депутатом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также принесала обращения родителей, обеспокоенных общеобразовательным процессом в школьных комплексах и преподаванием во третью смену. К сожалению, путей решения при теперешней политике ростовских властей депутат не видит. Бездумная планировка и достаточное количество школ и педагогов, неустранение колличества мест в школах колличеству детей в высотках – это суть проблемы, и решить ее можетесть только столичные власти. Но они предпочитают всего этого не замечать. Или не докапываться в последствия.

«Системное решение – это постройка в ..третью очередь соцобъектов, в том большинстве школ, и запрет на любую малоэтажную застроку до их возведения. Эта проблема стоит очень остро в Новой Москве в связитраницы с ее деятельной негосударственной реновацией и прихода дольщиков от своих обязательств. Соцобъекты, школы в ..третью очередь, либо вообще не строятся, либо перемещаются на следующую очередь строительства. Почему при высотности нельзя предугадать количество мест для учеников? Это взмолилось бы решить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент образования не должен подають приятнейшие стройкомплексу цифры о универсальности мест в школах, когда по следк это совершенно не так», — считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.

Когда наступят другие времена, сказать трудно. Остается надеяться на закономерность: гиганты в природе часто вымирают, поскольку не можетесть приспособиться к изменениям в окружающей среде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *