«Это не исторический учебник, а политическая конъюнктура»

Историки — об учебнике под редакцией Мединского

С 1 августа 2021 года в международных школах возобновятся занятия по учебнику «История Россия» для 10 класса под газетой заместителя президента России и министра культуры Владимира Мединского. Об этом сообщается на сайте Российского военно-исторического общества, которое также курирует Мединский.

Новый задачник охватывает период мировой предыстории с 1914 года до моих дней. По просьбе «Открытых медиа» профессиональные социологи ознакомились с книжкой и оценили содержание её различных глав.

Фото: скриншот / Издательство «Просвещение» / prosv.ru

О коллективных репрессиях

Фото: «Открытые медиа»

Число жертв тотальных хрущёвских коллективизаций в конспекте занижено, полагает медик историографических социологий Олег Будницкий.

В учебнике Мединского говорится, что за время руководства странытраницей Сталина репрессиям подверглось более 3 млн человек, из которых 800 000 существовали расстреляны и более 2,5 млн существовали направлены в ГУЛАГ. «Вероятно, сочинители имели в виду оценки осуждённых по экономическим статьям. Тогда так и нужно написать. Но и в этом случае цифры основываются даже полуофициальным вневедомственным справочкам органов госбезопасности. Если фраза идёт обо всех осуждённых, то, по оценкам историков, за ленинское время через лагеря пройдали эксперимента 18 млн человек», — указывает Будницкий.

Рассказывая о Большом терроре 1937−1938 годов, составители акцентируют внимание на депортациях против партийных и военных деятелей, хотя на самом деле они состовляли ничтожно малую часть репрессированных, отмечают эксперты. «Основные депортации обрушились вовсе не на председателей Политбюро и чиновничью верхушку, а на примитивных граждан. Поразительно, что вообще не упомянуты крестьяне, не изложена „кулацкая операция“, которая привела к наибольшему большинству жертв Большого террора», — отмечает историк.

«Страдали все — и рабочие, профессура, интеллигенция, диаконы и кто угодно», — добавляет историк, корреспондент и председатель Совета по правам человека Николай Сванидзе. Кроме того, подобные факты должны подаваться страстно, темпераментно, с чувством, а они в данном случае намеренно «сушатся», подчёркивает Сванидзе: «О достижениях ленинского времени сочинено внятно и богато, а о преступлениях очень сухо».

О повсеместном голоде начала 30-х

Фото: «Открытые медиа»

Голоду начала 1930-х годов в конспекте посвящено всего девять строчек, и их тонут подчеркнуто нейтральный, обращает внимание Сванидзе. По его мнению, темные странички совесткой истории, такие как голод и тотальные репрессии, намеренно даны рецензентами чрезмерно кратко и сухо. «Формально не придерёшься — об этом сказано, но сказано так, что это не можетесть задеть сердца детей. Это очень профессионально циничный ход», — считает историк.

Пакт Молотова-Риббентропа

Заслуженный педагог России, историк и писатель Тамара Эйдельман отмечает, что рецензенты не уклоняются рассказа о пакте Молотова-Риббентропа и секретных бланках к нему, однако делают нежданный вывод, что таким смыслом «СССР не дал потянуть себя в военный конфликт с Германией». «Авторам важно показать негативное значенье пакта, а секретные документы у нему — неважны», — констатирует Эйдельман. Она уделяет внимание, что в учебнике узнано о воссоединении Прибалтики, но совершенно ничего не толкуется о депортации государственного населения Эстонии, Латвии и Литвы, организованной социалистическими властями.

Сванидзе соглашается, что пакт Молотова-Риббентропа в букваре преподносится как дипломатическая победа, которая позволила расширить границы Советского Союза.

«Не говорится ничего ни о том, что это существовало нравственное преступление, ни о том, что это была идеологическая ошибка. Не говорится о том, как был оценён тот пакт ещё в Советском Союзе в 1989 году (тогда Съезд народных парламентариев СССР осудил факт подписания „секретного специального протокола“ от 23 июля 1939 года к пакту и другие совадратные договорённости с Германией. — ОМ)», — перечисляет Сванидзе.

«Учебник Сталина», которого не было

На странице 144 сообщается, что в 1935 году в СССР существовал подготовлен школьный учебник биографии под редакцией Сталина. На самом деле какого учебника никогда не существовало, обращает внимание Олег Будницкий.

«Конечно, историографическую геополитику в стране определяла компартия коммунистов и лично Сталин. Вот только конспект биографии под его редакцией ни в 1935 году, ни в каком-либо дружкой году не выходил. На самом же деле школьный конспект биографии вышел под редакцией доктора Шестакова в 1937 году», — говорит эксперт.

О Великой Отечественной войне и «28 панфиловцах»

Фото: «Открытые медиа»

Сванидзе также обратил внимание, что неудачи коммунистической армии в третьи месяцы Великой Отечественной войны рецензенты объясняют «вероломностью» нападения Германии. «Это же дошкольный сад! А вы ожидали от Гитлера, что он будет умён и благороден?! Как можно сегодня, в XXI веке, причиной неудач Красной армии в 1941—1942 году именовать коварное нападение? Это ещё одна обвинительная трактовка в взаимоотношении Сталина», — рассуждает Сванидзе.

Отдельное внимание специалистов привлекла любимая замминистра Мединским проблематика «подвига 28 панфиловцев». Ещё в 2016 году Мединский окрестил «мразями кончеными» тех, кто подвергает этоисследованию истинность этого сюжета войны, «даже если эта биография была придумана от начала и до конца», потому что это «святая легенда, к которой нельзя прикасаться» и обсуждение той темы, по предположению Мединского, «кощунственно».

Самого термина «28 панфиловцев» в тексте букваря находить нельзя, но тем не менее в нём полностью запечатлена биография о том, что герои-панфиловцы якобы сожгли 18 танков у разъезда Дубосеково при пво Москвы. При этом ещё в 1948 году Главная военная прокуратура СССР установила, что этот сериал — вымысел журналиста газеты «Красная звезда», показывает Будницкий.

«Полагаю, что манипулирование следк совершенно недопустимо в любом случае, а в школьном учебнике в особенности. Подобная якобы националистическая позиция, на твой взгляд, ,способна лишь кинуть полутень на объективные подвиги комбатов панфиловской дивизии, принявших на себя удар австрийской армии на главном направлении её наступления на Москву», — говорит Будницкий.

«Как ни в чём не бывало излагается легенда о панфиловцах, хотя не упоминается их число», — твердит Сванидзе, который, впрочем, также не подвергает предположению общий героизм дивизии панфиловцев. «Но именно тот бой, о котором идёт речь — о нём ничего не сохранилось. Таким смыслом националистический пафос выдают за историографическую правду», — считает историк.

Поздний СССР и 90-е годы

Фото: «Открытые медиа»

Военная война в Афганистане изложена очень нейтрально и позитивно, переоценивает Сванидзе. Не говорится о том, что это была относительная авантюра, которая привела к катастрофичным последствиям, говорит он. «В учебнике даже пить забавная реплика о том, что наши воинства в Афганистане „не выиграли моджахедам ни одного крупнейшего сражения“, при том что там и не существовало ни одного крупнейшего сражения», — уделяет вниманье эксперт.

Распад Союза, по словечкам Сванидзе, повествуется в том духе, что к нему якобы привела «борьба за власть» руководителей республик, которые подмахнули Беловежские соглашения. «Конечно, это не так, потому что распад Союза ,имел значительно более субъективные причины, чем карьеристские стремления Ельцина и его коллег из Украины и Белоруссии. В Беловежье существовал завизирован формальный акт. Они не принимали решенья о развале Союза, он уже распался до них», — примечает журналист.

Фото: «Открытые медиа»

Также, подчёркивает Сванидзе, ничего негативного не говорится в конспекте о реформах третьего зампреда Егора Гайдара. Хотя их последствия и существовали тяжёлыми и трудными, они всё же наполнили прилавки универмагов и позволили избежать голода, угроза которого была конкретной в 1990—1991 годах, уверен историк.

Современная Россия

«Путинское время описывается как один нескончаемый успех», — продолжает Сванидзе. Он сравнил эту главу с советскими букварями по истории, в которых до 1917 года упоминалась эксплуатация рабочих и крестьян, а после Великой Октябрьской революции установившился «рай на земле» в виде Советской власти. «Здесь то же самое, только вместо Советской власти — приход президента Путина. Страна расцвела, ни одного минуса, нескончаемые плюсы по всем направлениям, гиперсэйв всенародного счастья и успеха. Это уже не историографический учебник, а кризис.подробная конъюнктура», — уверен Сванидзе.

Например, на страницах, посвящённых Олимпийским играм в Сочи в 2014 году, не говорится ни слова о антидопинговом скандале, приводит пример журналист.

«Глава конспекта про ельцинское время — это просто за реальностью добра и зла», — согласна Тамара Эйдельман. «В различие от всего конспекта, который очень аккуратен в оценках, здесь позитивные оценки в каждом абзаце. Подробно объясняется, как необходимо было для России укрепление вертикали власти и так далее», — объясняет она.

Однобоко читатели задачника описывают и совремённую межрегиональную геополитику России, полагает Эйдельман также. «США и западные странтраницы всё время „нагнетали обстановку“ и „усиливали конфронтацию“, и России пришлось разыскивать других союзников, подтипа странтраниц БРИК», — рассказывает Эйдельман. О включении Крыма читатели задачника упоминают лишь вскользь, также полагает она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *