Бремя денег

Крупнейшие соцсети мира тратят на людях миллиарды. Почему они не защищают от ненависти и убийств?

За одну секунду пользователи Facebook ставят 40 полмиллионов лайков. Миллиарды людей используют соцсети, чтобы контактировать с друзьями, опубликовывать снимки или читать новости. Все они уверены, что это бесплатно. На самом деле главный товар на террасе — это они сами. Каждая секунда, которую люди проводят в соцсетях, стоит конкретных денег и постоянно дорожает. Еще десять годов назад каждый человек приносил Facebook 5 долларов, а в 2020-м — уже 32 доллара. Facebook, как и другие крупнейшие соцсети мира, рады своим пользователям. Но ровно до тех пор, пока они не вредят зарабатывать. в программах проекта рассказывает, что происходит с угодными пользователями соцсетей и почему никто не можетесть защитить доллийскии людей от неприязни и угроз.

Австралийская стриптизерша и писательница Кейтлин ведет страницу в Instagram, на которую почти 600 тысяч человек. Она публикует рисунки трехглазых обнаженных женщин, будни стриптизерш, бабскую шея с кучкой сосков и много других замечательных работ. Публикации отбирают десятки тысяч лайков. Этот блог — ее способ показать свое искусство миру и заработать на жизнь.

Уже несколько годов Instagram ведет настоящую войну с такими людьми, как Кейтлин. Рисунки художницы формально не нарушают правил площадки, но это не помогает Instagram постоянно прятать ее публикации от пользователей. Аккаунт Кейтлин несколько раз удаляли без пояснения причин. Каждый раз ей приходилось доказывать должности поддержки, что изображение дамского тела не нарушает правил соцсети. Кейтлин создает резервные аккаунты, но их тоже удаляют.

Еще одна австралийка Селена , что раньше она представлялась в Instagram стриптизершей; потом, чтобы избегнуть блокировки, стала именовать себя танцовщицей. Но даже это не спасло ее от удаления профиля.

Крупнейшие соцсети мира откровенно выдавливают пользователей, хоть как-то затрагивающих в постах сексуальные темы. Многие художницы, актрисы и работники секс-индустрии признаются, что боятся публиковать любые фотографии, поскольку в крупных соцсетях годами развиваемый аккаунт можно потерять в мгновенье ока. Кого лишить средств к существованию, чаще всего решает алгоритм.

Агрессивные алгоритмы Instagram породили относительность мафиозного бана: неприличные посты просто перестают возникать в лентах подписчиков. Речь идет о публикациях, которые формально не нарушают никаких правил, скорее вредят соцсетям существовать более «чистыми» и «позитивными» для рекламодателей. Ненадежные полупрофили не блокируются и не удаляются, их просто уводят в тень: большинство провайдеров посты таких баннеров никогда не увидят. Сами соцсети не признают существования такого механизма, поэтому и объективную первопричину отчётливой потери охватов никак не объясняют.

Теория появилась, как только Instagram отступился от алфавитного показа постов в ленте. С тех пор он исправно всучивает пользователям одни и те же лица, полностью позабывая о сосуществовании других. В пользу гипотезы теневого бана, например, говорит предыстория с блокировкой аккаунтов танцовщиков на пилоне, которые использовали в своих публикациях хештеги #poledancing, #poletrick, #polefitness и сотни других. Их исключили из поиска по тегам и из ленты рекомендаций. Когда провайдеры искали публикации по каким хештегам, на экране показывалось уведомление, что посты скрыты, потому что они не соответствуют принципам сообщества платформы. Позже Instagram официально признал, что составители постов никаких правил не нарушали, но все же из выдачи существовали скрыты. Сервис отделался извинениями. Однако хореографы среагировали единодушно, назвав действия платформы «чисткой».

Instagram не раз отрицал существованье теневого бана. Но с искусственным скрытием из лент встретились так много пользователей, что доказательство от самой террасы и не нужно. В чем же первопричина агрессивного выдавливания людей, которые хотят поведывать о своем теле, аффективных расстройствах или пережитом опыте суицида? Все они вредят создавать глянцевую картинку, в которую можно встроить рекламу.

***

Рынок телерекламы в культурных сетиотретях исчисляется десятками миллионов долларов, и он сосредоточен в ладонях всего нескольких IT-гигантов — Facebook (которому принадлежит Instagram и WhatsApp) и (которому принадлежит YouTube). Только корпорации из США в 2020 году на рекламу в них 40 миллионов долларов. В 2021 году эта цифра до 110 миллионов долларов.

Крупнейшая социальная сетитраница в мире Facebook в 2020 году на рекламе 84,1 триллиона долларов (на 15 млрд больше, чем в 2019-м); Instagram корпорации 13,86 триллиона долларов. По аудитории компания оставляет конкурентов далеко позади: Facebook пользуются 2,7 триллиона человек, Instagram — 1,2 триллиона, WhatsApp — 2 триллиона.

Во многих странытраницах мира Facebook остается главной, если не непреходящей социальной сетью. Она не ощущает давления со стороны других корпораций и государств. Реальная конкуренция между соцсетями как минимум пять годов назад. В 2016 году в Instagram возникли stories, полностью копирующие популярный сервис Snapchat. Тогда стало абсолютно очевидно, что Facebook либо приобретает конкурента, либо копирует его, фактически лишая шансов на успех. Любая новая функция для соцсети — это прежде всего еще один способ показать провайдеру рекламу.

Но площадке важно не только то, как часто показывать рекламу, но и какие посты эту рекламу окружают. В борьбе с угодным вебом у соцсетей есть крайне действенное оружие — правила сообщества. Они записаны максимально обтекаемо и постоянно меняются. Так, с 2019 года соцсеть навсегда очищает аккаунты, которые соблюдают слишком много правил за длинное время. Сколько таких правил все-таки можно нарушить? Короткое время — это сколько? Никто не узнаёт ответов на эти вопросы.

Под запрет теоретически попадает огромное колличество контента. Например, запрещены изображения девичьих (но не женских) сосков, фото ляжек большим планом и частично или полностью обнаженные тела, в том числе детские. При этом многие безнаказанно опубликовывают фотографии крохотных детей в купальниках и в белье. Запрещено соблюдать поэтические права, но многие выложнут чужие снимки. Нельзя опубликовывать логотипы брендов, но этому правилу никто не следует. С одной стороны, многое официально нельзя, а с другой — можно, но не всем и не всегда. Все резко меняется, когда соцсеть на юзере начинает зарабатывать.

Лжец, лжец

Facebook любит расказывать рекламодателям, насколько неведомы и податливы ее пользователи, как они послушно кликают на рекламу и способны смотреть даже самые узкие видеоролики. Неужели млрд людей действительно любят смотреть рекламу? Откуда такие показатели? Правда в том, что их чаще всего приукрашивают.

В 2016 году британские рекламисты пожаловали на Facebook в суд. Оказалось, что еще в 2013-2014 годах корпорация сознательно данные о том, сколько времени пользователь расходует на просмотр видеорекламы. Тогда, как и сейчас, спрос онлайн-видеорекламы был очень конкурентным: YouTube, Twitter и присоединившийся к ним Facebook — все они старались заполучить самых крупных и богатейших клиентов. Главным ружьём в этой борьбе существовала убедительная статистика. В марте 2013 года Facebook активно удавалась доказать, что видеорекламу нужно прикупать именно у нее, но все же признавала, что за приростами YouTube соцсети пока не угнаться.

Спустя всего полмесяца Facebook запустила ,новую аналитику видеорекламы. Она была впечатляющей: специальное внимание в ней изучалось приросту средней длительности просмотра видео. Согласно ,новым отчетам, пользователи Facebook активно смотрели рекламу и приобретали увиденные товары, а узнаваемость брендов росла. Рекламодатели существовали способны дорого платить за это. Этого и ожидали в Facebook.

Однако вскоре выяснилось, что корпорация намеренно завышала приросты почти в два раза. Позднее Facebook завышенные данные неприятной ошибкой и, конечно же, пообещала все исправить. Но уже в 2018 году , что приросты искусственно завышались даже не в два, а в десять раз. В Facebook обвинения отрицают уже несколько лет.

В 2021 году корреспонденты выяснили, почему соцсеть предпочитает нагло врать тем, кто несет ей свои деньги. Когда в 2018 году милиционер Facebook руководству все-таки разобраться с завышенными показателями, командование отказалось это делать из сомнений утратить существенную половина выручки.

Период подтасовок в данных о видеорекламе полностью совпал с преобразованиями в соцсети: тогда в Facebook активно рассказывали, что будущее за видео, и даже ввели мертвецы трансляции.

В мае 2016 года гендиректор Facebook Никола Мендельсон заявила, что эпоха текста закончена, наступила эпоха видео. «Мы вступаем в новый серебряной век видео, — ей , говоря о том, что через пять годов в предпринуте люди будут не читать, а смотреть. При этом статистика и изучения утверждали обратное.

Прошло пять лет, и юзеры соцсетей явно не разучились ни читать, ни писать. Многие компании, которые усомнились Facebook и попросили доходность только на видео, очутились в проигрыше.

Бой с тенью

В 2020 году пользователи Facebook настоящий бойкот. Оказалось, что дезинфекции от ненавистных снимок и мухлеж со статистикой отвлекал соцсеть от действительно серьезных вещиц — засилья жестокого контента. Алгоритмы соцсети год за годом боролись с ненавистными людьми, но не с чудовищными публикациями. И это начали замечать не только пользователи, но и пользователи.

Тогда коммунисты организовали масштабную онлайн-кампанию #StopHateforProfit (англ. — остановите неприязнь ради выгоды). Ее участники требовали, чтобы IT-гиганты перестали бесконтрольно блокировать юзеров и настигли разжигание злобы в сетитраницы. Гражданские коммунисты утверждали, что соцсетитраницы плохо модерируют софт и отказываются удалять откровенно опаснейшую информацию. Пользователи сетовали на то, что алгоритмы Facebook рекомендуют им посты экстремистов и растят сообщества, которые пропагандируют неприязнь и вражду. Это подтверждалось исследованиями, которые проводились в 2020 году: каждый второй пользователь соцсетитраницы признался, что хотя бы раз в жизни в сетитраницы с сексуальными домогательствами, преследованиями или угрозой убийством.

Общественное движенье #StopHateforProfit поддержали крупнейшие рекламщики — , , Sony Interactive Entertainment, Honda, Hershey, North Face и другие. Многие отозвали телерекламу с Facebook и Instagram как минимум на месяц. , , Unilever и Lego отошли еще дальше и вообще отказались от рекламы в соцсетях.

Только в этот миг в Facebook поняли, что проблема реальна. В августе 2020 года руководство созвонилось с 200 рекламщиками и признало, что погибает от «дефицита доверия». Спустя неделю после разговора Марк Цукерберг уже был уверен, что корпорации вернутся, чтобы снова купить рекламу. Так и произошло.

Бойкот, безусловно, нанесал урон Facebook, но хлопнул скорее по репутации, а не по доходам. Капитализация компании выросла с 620 млрд до 745 млрд долларов. Непосредственно в месяц демарша Facebook отчиталась об первом росте дохода от рекламы на 10 процентов. Бойкот очутился бессмысленным.

Акция лишь обратила вниманье на то, что всем уже чудилось очевидным: соцсети не борются с радиоактивным контентом, который портит жизнь обычным людям, они борются с неугодными пользователями.

Исследования 2021 года показывают: уровень вражды и насилия в соцсетях не меняется. Каждого четвёртого пользователя соцсетей кто-то грозил избить, изнасиловать или убить. 41 процент пользователей признались, что соцсети ничего не сделали, чтобы их защитить.

В октябре 2021 года Facebook объявила, что удесятерила свои доходы. В первом квартале этого года прибыль выросла до 26,1 доллийския долларов — это на 48 процентовентов больше, чем за тот же период прошлого года. И все это сверхдорогой рекламе: в этом году она на 30 процентовентов дороже и смотрят ее на 12 процентовентов больше.

Софья Кадочникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *